Сегодня мотоцикл — это не роскошь, а самодостаточное средство передвижения. Много молодежи выбирает его за удобство и скорость, а еще за возможность не стоять в известных киевских пробках. Дальше на kyiv-future. Поэтому мотоцикл — один из самых удобных способов передвижения. А вот раньше, мотоцикл был предметом роскоши и показателем богатства. Потому что производства в стране не было и спортсменам, а также всем желающим приходилось заказывать их по всему миру и стоили они немало. Но все изменилось, когда в Киеве началось строительство киевского мотоциклетного завода.
История завода
Еще в 1932 году в Киеве были созданы автобронетанковые мастерские, они занимались ремонтом бронированной и военной техники. В 1941 году мастерские были переделаны в единый бронетанковый завод. После войны, было принято решение поставить производство в мирное русло, ведь этот завод считался самым мощным и большим в те времена. Киевский мотоциклетный завод был построен в 1945 году, на базе бронетанкового ремонтного завода номер 8, который находился в теперешнем Шевченковском районе Киева по улице Кагатная,8, это теперешняя улица Семьи Хохловых.
Для понимания производства мотоциклов даже было завезено специальное оборудование из немецкого города Хемнииц. В декабре 1945 года были собраны первые десять мотоциклов, а уже в 1946 году началось большое производство. До конца года было произведено уже 100 единиц техники. Мотоцикл назвали “Киевлянин” или сокращенно К1Б. Кстати, в начале производства моторов в Киеве не было, поэтому для мотоциклов привозили немецкие двигатели — объемом 98 см куб и мощностью 2.3 л.с. Производство двигателей в Киеве было налажено только в 1949 году.
В послевоенное время также появилась большая потребность в бюджетном и удобном транспорте для инвалидов, поэтому на киевском заводе была разработана трехколесная мотоколяска К1В. Первые такие мотоциклы были собраны в декабре 1946 года, а уже в следующем году началось масштабное производство. До 1953 года моделей К1В было произведено почти 19 тысяч. Кстати, на киевском мотозаводе был произведен один очень интересный вид мотоциклов для кольцевых гонок. А в период 1959 — 1962 года на заводе даже проектировали мини грузовики. То есть грузовые автомобили на базе мотоциклетной начинки. За все время было выпущено три грузовика КМЗ “Киев”.
В свои лучшие времена завод выпускал десятки тысяч мотоциклов и они были представлены в 80-ти странах мира. В 90-х производство начало падать, а в 2000-х количество уменьшилось очень сильно, до нескольких сотен единиц в год. За все годы существования киевского мотозавода было произведено почти 3 миллионов мотоциклов.
Основные продукты производства
На производстве киевского мотоциклетного завода было три направления: мотоциклы для ежедневного использования, спортивный мотоцикл для перегонов, а также микро грузовые автомобили для легкости управления.
Самыми популярными моделями производства были К1Б “Киевлянин”, К1В для инвалидов, М72, который был копией BMWR71, К750, а также МТ-8
К1Б “Киевлянин”
Самый первый и один из самых популярных мотоциклов того времени. Сначала на К1Б ставили привезенные из Германии двигатели Fichtel & Sachs, производство которых находилось в городе Швайфурт. Это были одноцилиндровые двигатели с рабочим объемом 98 см. куб. “Киевлянин” имел двухступенчатую коробку передач, переключение осуществлялось с помощью маленького рычага на бензобаке справа. Вес мотоцикла составлял 65 килограммов и он развивал скорость до 50 километров в час. Особенностью этой модели были велосипедные педали, они служили для запуска двигателя, торможению, а также, как вспомогательная сила при езде в гору. Мотоцикл был покрашен в черный цвет, но встречались и модели синего и темно-зеленого цвета. На бак наносили надпись “Киевлянин”, а также устанавливали эмблему КМЗ. В более ранних моделях на крыле крепилась эмблема с надписью Киев мотозавод. Всего было произведено 30 единиц таких мотоциклов.
К1В
Когда выросла потребность в транспорте для инвалидов киевский мотозавод принялся за разработку такого транспорта. Это была трехколесная мотоколяска. Двигатель получил принудительное воздушное охлаждение, а также был оснащен специальным кожухом. Руль был выполнен в виде длинного рычага, а запуск производился еще одним рычагом. Таким образом все управление происходило с помощью рук. Кстати на такой вид транспорта устанавливался ручной клаксон — как сигнальное средство. Всего было произведено 19 тысяч единиц. Со временем, этот мотоцикл стал прототипом изготовления более тяжелых моделей.
М72
Этот мотоцикл сразу начали выпускать большими партиями. Кстати, это была очень хорошая копия известного немецкого мотоцикла BMWR71. В конструкции данной модели использовались новые технологии, которые раньше в производстве не были задействованы. Так новая модель получила дуплексную раму, возможность ножного переключения передач, а также пружинную подвеску заднего колеса. К тому же этот мотоцикл относили к военной техники, ведь на него можно было установить сумку для боеприпасов, а также специальные крепления для размещения ручных пулеметов. Кстати, крепления были функциональными, что позволяло вести огонь как по ходу движения мотоцикла, так и в обратном направлении. Мотоциклы были как одномесные, так и с люлькой. Таких моделей было произведено почти 330 тысяч. Со временем эта модель была модифицирована в спортивное направление. Так появились М72К, М75М, М76 и М80.
К-750
Ранняя модель выпускалась исключительно с боковым прицепом. Позже появились единичные модификации “соло”, а также модели для эскорта высокопоставленных чиновников. Отдельно была разработана модель К-750-В для военных. Вообще было выпущено почти 95 тысяч единиц.
МТ8
В 1967 году киевский мотозавод выйдет на новый уровень. Они начнут выпускать совсем новые мощные мотоциклы. Конструкторы постарались и разработали полностью новый что по начинке, что по дизайну вариант. Мощность двигателя также была больше аж 32 л.с. А главное, благодаря этой модели киевский мотозавод мог наконец отойти от примеров немецкого формата. Мотоцикл получил название “Днепр-1”. К сожалению, бюджет был выделен только на обновление двигателя, поэтому основой дизайна снова таки стала модель К-750. Со временем появились и новые единицы этого модельного ряда. Среди которых был и МТ-9 с коробкой передач с возможностью заднего хода.
Спортивный мотоцикл
КМЗ также выпускал и спортивные мотоциклы, но одна модель запомнилась больше всего, потому что имела очень странный, но интересный дизайн. Это был мотоцикл СШ-15. Он был создан специально для кольцевых гонок, и имел стеклопластиковый корпус, похожий на капсулу. Этот мотоцикл был выпущен в единственном экземпляре и был задействован в гонках с 1984 по 1985 года. СШ-15 можно назвать самым быстрым мотоциклом киевского мотоциклетного завода, ведь его скорость составляла почти 250 километров в час.
Микрогрузовые автомобили
Это отдельное направление киевского мотоциклетного завода. В 1959 году был создан первый КМЗ “Киев”. В этом грузовике использовался двигатель К-750, который поместили под грузовую платформу. В 1960 году было выпущено 3 единицы КМЗ “Киев” алюминиевая двухместная кабина, а грузовая платформа из дерева. В 1961 году вышла новая модель микро грузовиков КМЗ “Киев” 4, отличался он только полностью металлическим корпусом. И завершил серию микро грузовиков КМЗ “Киев” 5 в 1962 году. Этот фургон имел упрощенную конструкцию и весил всего 525 килограммов. Он был рассчитан для использования армией. Что важно, этот вид техники не был запущен в серийное производство.
Киевский мотоциклетный завод существует до сих пор, объемы производства не такие большие, но есть. Кстати, мотоциклы, которые были произведены КМЗ, достаточно часто можно было увидеть в кино. Конечно это больше касается советского кино, но киевский мотоцикл можно также увидеть в фильме “Вот рука”, в котором главную роль исполнил Андриано Челентано. Также говорят, вроде после съемок фильма, он купил себе модель “Днепр-10”. Сейчас мотоциклы — это культура, есть большое количество клубов, большое количество соревнований, а также просто ценителей этого вида транспорта.