Киевский железнодорожный вокзал — достопримечательность Киева. Каждый день через него проходят сотни тысяч пассажиров. Но мало кто обращает внимание на здание. А ведь у него есть своя история.
Железнодорожную станцию Киева построили в 1868-1870 гг., так как необходимо было сообщение от Киева до Балты, от Киева до Курска. До левого берега реки Днепра железнодорожные пути были построены до 1968 г. Спустя 2 года мост соорудили и через реку. За строительство отвечал инженер Аманда Струве. Станция находилась в долине реки Лыбидь. В 1870 г. все строительные работы были завершены. Дальше на kyiv-future.com.ua.
Особенности первого здания вокзала
Первое здание вокзала в Киеве было построено архитектором Иваном Вишневским. Он воплотил проект в 1868-1870 гг. Сооружение было похоже на замок из двух этажей, в готическом стиле из кирпича желтого цвета.
8 августа 1867 г. был заложен фундамент здания киевским митрополитом Арсением.
На протяжение лета 1867 г., были выстроены стены здания первого этажа. А на следующий год воздвигнуты стены трех павильонов. Потолочные и напольные балки, стропила и крыша установлены к 10 июля 1868 г. Весной 1869 г. проводилась окончательная отделка станции после осадки здания.
Длина двухэтажного здания -133 м, а платформа для пассажиров -144 м.
Для пассажиров высшего класса создали шикарные и обустроенные залы, а для низшего — тесные и грязные.
Считалось, что открыли здание вокзала в феврале 1870 года. Хотя историки утверждают, что впервые открытие было в 1869 году. В это время проезжал Киев железнодорожный состав царя Александра ІІ. И для того, чтобы разместился государь в лучших апартаментах, временно открыли здание вокзала.
Вначале семь поездов ходили через Киев. Поезд двигался со скоростью 20 км в час. За год вокзал обслуживал почти 50 тысяч пассажиров.
На вокзале работали зазывалы, которые выполняли роль дикторов. А также был установлен звонок, подававший по очереди три сигнала через определенное время. Третий сигнал оповещал о том, что поезд трогается.
2 марта 1870 г. от Курска до Киева прибыл первый поезд.
23 августа 1877 г. произошел пожар в здании вокзала Киева. Причина пожара неизвестна. Часть отремонтировали. В связи с увеличением пассажиров, приняли решение реконструировать вокзал. Несколько лет Киев был без станции. Деревянный вокзал был построен аж в 1907 году.
В 1908 г. снесли старое здание, а в деревянный дом перенесли станцию. ”Барак — вокзал” был временным сооружением до конца реконструкции.
Новый проект вокзала
А в 1913 г. решили построить новое здание вокзала. Владимир Щуко отвечал за реализацию проекта. Новый вокзал создавали в романском стиле. Фундамент заложили уже в 1914 году. Строительство вокзала было приостановлено в связи с началом Первой мировой войны и дальнейшей революции.
В 1927 г. был создан новый проект. Его архитекторами были профессоры Александр Вербицкий и Павел Алешин. Строительство было закончено в феврале 1932 г.
Во время Второй мировой войны здание пострадало от артобстрелов и бомбардировок. Архитектор Георгий Домашенко восстановил вокзал в 1949 году. К слову, он был учеником профессора Вербицкого.
В середине 50-х гг. построили Пригородный вокзал. Также в 1954-1955 гг. провели тоннели под землей. Они связывали платформу с вокзалом.
В 1967 — 1969 гг. была создана пешеходная галерея, ширина которой 24 м. Также установили навес над первой платформой.
Основной вестибюль был реконструирован в 1978-1980 гг. из-за предстоящих Олимпийских игр.
В 2001 г. была проведена полная реконструкция железнодорожного вокзала. За 6 месяцев построен Южный вокзал. Инициатором строительства был Георгий Кирпа, генеральный директор “Укрзалізниці”.