Выдубицкий Михайловский монастырь – один из самых таинственных и интересных монастырей Киева. Спрятанный в лесу на днепровском склоне этот монастырь сохраняет колорит древних княжеских и казацких времен – периода наибольшего величия Киева. Монастырь является одним из лучших архитектурных ансамблей Украины, который отличается сочетанием зданий разных эпох, органическим единством архитектуры и ландшафта. А еще здесь можно наслаждаться панорамным видом на столицу. Далее на kyiv-future.com.ua.
Легенда монастыря
На территории Владимирской горы есть урочище, которое когда-то местные жители называли «Чертовым беремищем». Там когда-то стояло языческое капище с деревянной фигурой Перуна, повелителя грома и молнии, с золотым шлемом и серебряными усами.
В свое время князь Владимир, которому и выпало крестить Киев, ради языческой элиты ввел языческий пантеон богов, среди которых в частности Перун, Дажбог, Стрибог и Велес. Однако его приоритеты изменились, поэтому ради укрепления престижа государства и улучшения отношений с Византией, с которой Русь и так имела теснейшие связи, решил провести в 988 году Крещение Руси.
Во время самого Крещения христиане особо не метушились с языческими идолами. Деревянные статуи просто бросали в землю, некоторые тянули в Днепр и бросали в воду. Перун не являлся исключением. Тем оврагом, где пролегает трасса Киевского фуникулера, его и стянули вниз, на Подол, и пустили в Днепр. Киевляне бежали по берегу реки, ужасаясь происходящим, плакали и просили: «Выдыбай, Боже, выдыбай!». И будто услышав их молитвы и просьбы, Перун явился из днепровских вод возле того места, где потом был построен Выдубицкий монастырь.
История возникновения монастыря
История монастыря начинается с пещер, которые расположены рядом с ним, на Зверинце. Считается, что здесь существовал подземный монастырь еще задолго до того, как Владимир принял христианство. После того как гонения на христиан прекратились после 988 года, монахи вышли из подполья и основали новый монастырь, названный Выдубицким под названием местности.
Со временем пещеры превратились в своеобразное подземное кладбище Выдубицкого монастыря, а собственная монастырская жизнь полностью перешла в наземную часть. Монастырь, построенный на поверхности, сначала был деревянным, поэтому от этого периода его существования ничего не осталось из-за частых пожаров. В 1054 году Ярослав Мудрый, раздавая земли своим сыновьям, подарил урочище Выдубичи младшему сыну Всеволоду. Новый хозяин взял на себя обязанности покровителя монастыря и в 1070 году, благодарный Богу за рождение сына, начал строительство каменной церкви. Поскольку монастырь стоял у самой реки, новую церковь посвятили Архистратигу Михаилу – защитнику от водной стихии.
В начале 17 века монастырь становится центром летописания. В 1116 году здесь была завершена игуменом Сильвестром вторая редакция всем известной «Повести временных лет». Автором многих летописных статей конца 12 века был выдубицкий игумен Андриан. А князь Владимир Мономах собрал в родовом монастыре большую в то время библиотеку, что способствовало летописанию.
Место монастыря в политической жизни
Выдубицкий монастырь активно участвовал в политической жизни Киевской Руси. Здесь, рядом с Михайловской церковью, традиционно собиралось на совет русское войско. В 1094 году здесь произошло примирение князей Святополка, Владимира Мономаха и Ростислава перед их общим походом на половцев. Князья также использовали монастырь как тюрьму.
Воздействие княжества на монастырь
Являясь родиной Мономаховичей, Выдубицкий монастырь постоянно страдал из-за княжеских дрязг. Так, в 1169 году, во время нападения на Киев Андрея Боголюбского, погибли около тридцати местных монахов, спрятавшихся от нападающих в пещерах.
От кровавого 17-го до 18-го столетия монастырь находился в упадке, в Зверинецких пещерах лежали останки выдубицких монахов, погибших, скрываясь от монголов. По крайней мере, так идентифицируют скелеты, найденные в пещерах Зайченко. И только в 1630 году, когда монастырь был отбит у униатов, Петр Могила инициировал реставрацию Чудо-Михайловской церкви. Позже храм был разрушен во время пожара, затем отстроен, а также пострадал в 1918 году от взрыва пороховых складов на Зверинце.
Схема расположения монастыря
Архитектурный ансамбль монастыря сформировался на пересечении 17-го и 18-го веков, когда по инициативе стародубского полковника Михаила Миклашевского были возведены Георгиевский собор и трапезная. Позже, при гетмане Апостоле, была добавлена надвратная колокольня.
Во второй половине 18 – середины 19 века ансамбль дополняют здание игумена, братский корпус, изгородь и другие сооружения, памятники издавна существовавшего при монастыре некрополя. Выступающий с восточной стороны небольшой мыс занят Михайловским храмом. Почти в линию с ним к западу вдоль склона холма расположен вытянутый корпус трапезной с церковью Преображения (Спаса); перпендикулярно трапезной к югу от апсиды – братский корпус, формирующий восточный фронт главного двора.
Спасская Трапезная церковь — уникальное сооружение монастырского комплекса, построенное в 1696-1701 годах, вместе с главным храмом святыни — Георгиевским собором. Ценность этого небольшого здания состоит в том, что оно дошло до нашего времени в первоначальном виде и не было перестроено. В Трапезной церкви есть также немало интересных росписей эпохи барокко, среди которых выделяются Тайная вечеря и Воскресение Лазаря.
Из-за интересного свойства храма сохранять тепло даже в холодное время года Спасскую церковь еще называют Теплой.
С Трапезным храмом связан еще один довольно курьезный факт: у входа в святыню можно увидеть интересный герб Михаила Миклашевского, полковника Стародубского, который был основателем этого храма. Во время постройки Лядских ворот на Майдане Независимости лук с перекрещенными стрелами ошибочно использовали как герб Киева.
А вот уже западная сторона двора ограничена домом игумена и построенной рядом колокольней. Главный подход к монастырю и надвратной колокольне организован вдоль северных стен ограды.
Стоит отметить на территории существует также некрополь, где похоронены многие известные люди: меценаты Богдан и Варвара Ханенко, основатель научной педагогики России Константин Ушинский, веет украинцем, между прочим. Следует отметить, что мавзолей известного инженера-гидротехника Николая Лелявского был создан по авторству выдающегося архитектора Владислава Городецкого.
Выдубицкий монастырь в советское время
После установления советской власти в городе, в 1924 году монастырь вынужден был «самораспуститься». Ценные религиозные артефакты были конфискованы, трапезная превращена в клуб рабочих деревообрабатывающего комбината, а братские кельи стали домом для их семей. Служба в Михайловской церкви продолжалась до 1936 года, пока активисты комсомола не разложили на монастырском дворе костер из иконостасов. Во время войны постройки монастыря не пострадали, но в 1967 году пожар уничтожил все внутреннее украшение Георгиевского собора и коллекцию старопечатных изданий. После этого в 1969 году территорию монастыря была передана Институту археологии АН УССР.
А вот уже в 1992 году комплекс монастырских построек был передан Украинской православной церкви Киевского патриархата.
На самом деле гуляя по территории Выдубицкого Монастыря, рядом с вековыми святынями, время как будто останавливается, ведь храм находится в прекрасном месте — с запада выходит в Днепр, а с других трех сторон окружен крутыми склонами, на которых взорваны реликты Центрального ботанического сада имени Николая Гришко. На смену городским заботам и суете приходит благодать и покой. Поэтому здесь не только можно пополнить багаж знаний о культуре и архитектуре, но и удастся отдохнуть от шумного Киева.