В начале 19 века, один писатель сказал, что редкая птица долетит до середины Днепра. В то время и для киевлян переправится на левый берег было достаточно проблематично, ведь стационарного моста не было, который бы сообщал между собой правый и левый берега. Это конечно, объяснялось тем, что левый берег был болотистой местностью, поэтому мало кто хотел посещать его, но важным соединение Левобережного и Правобережного Киева оставалось все равно. Така начались мысли о создании стационарного моста. Дальше на kyiv-future.
История создания
Достаточно долго в Киеве решали каким именно должен быть мост через Днепр, кроме этого еще одной важной частью было то, кто будет проектировать и контролировать строительство моста. Свей выбор остановили на проекте инженера из Британии Чарльза Виньйола. Конечно, перед началом строительства проект согласовали с Николаем Первым, кстати, именно в честь императора мост был назван Николаевским. Подвесную конструкцию также выбрали не случайно, ведь именно такие мосты были популярными среди европейских стран. К тому же конструкция моста была достаточно движимой для того, чтобы выстоять при сильном ветре или сейсмической активности. А производство комплектующих для такого моста было достаточно бюджетным.
Поэтому 11 сентября 1848 года началась большая стройка моста. Что интересно, что разные части моста производились и завозились в Киев со всего мира. Так, например, металлические конструкции были произведены в Бирмингеме. Их доставили в Ливерпуль, откуда загрузили на корабли и отправили в Одессу. Оттуда уже на волах привезли в Киев. Также у этого моста были свои особенности. Он был построен на 5-ти опорах, в народе их еще прозвали быками, в которых были созданы арки с небольшими башенками. На опорах разместились специальные коробы, благодаря которым удалось установить цепи. Перекрытием были специальные балки, а вот покрытием служил бетонный массив. Мост длинной 776 метров и шириной 16 метров стал самой большой архитектурной памяткой столицы. Кстати, модель этого моста была выставлена в музее в Лондоне в 1851 году.
Освящение моста провели тогда же, когда и освящение памятника Владимира Великого в 1853 году. Что важно, что мост для пешеходов был открыт почти через год, а вот транспорт на него запустили в 1855 году. Кстати, передвижение транспорта по мосту было платным, 20 копеек за повозки с одной лошадью, 40 копеек за пару лошадей. Чтобы перевести корову через мост, нужно было заплатить 6 копеек, а коня — 9 копеек. Также у моста была движимая конструкция, что позволяло кораблям без проблем проплывать через мост. Чтобы развести мост, нужно было повернуть специальный механизм, для этого нужно было 4 взрослых мужчины.
Мост между 19-м и 20-м веками
В начале 20 века, Днепр обмелел как раз под раздвижными секциями. К тому же ширина этой секции стала слишком узкой для кораблей, поэтому было принято решение о большой реконструкции моста. Даже был проведен большой конкурс на новый проект в 1897 году, который выиграл киевский инженер Апполон Лосский. В июне — октябре 1898 года была проведена большая реконструкция. Вместо раздвижной части поставили стационарную, сделали арку выше, а фарватер речки углубили. Пока была реконструкция моста, киевская власть организовала переправу между берегами в виде двух паромов, которые курсировали целый день. Также, чтобы продлить Николаевский мост, были созданы Русановские мосты. А уже в 1912 году по мосту пустили бензиновый трамвай, который ехал из центра Киева, с Контрактовой площади в Бровары.
Разрушение моста и постройка нового
В конце сражений за Киев в 1920 году во время отступления польских войск Николаевский мост был подорван по приказу генерала польской армии. Прямое попадание в середину моста привело к полному его разрушению. Поэтому на протяжении нескольких лет только деревянный временный мост соединял между собой правый и левый берега Киева. В 1921 году специальный отряд подорвал остатки креплений, чтобы они не мешали навигации, таким образом они затонули.
В период с 1921 по 1923 года киевская власть рассматривала большое количество проектов нового моста. К отстройке моста планировали приступить еще в 1921 году, но проект, который удовлетворил бы всех Патон предоставил только в 1924 году. В то время специальная комиссия со своей стороны проверяла все возможные варианты и сделала вывод, что цепная система моста не подходит, ведь разрыв цепей в любом месте повлечет за собой полное разрушение моста. К тому же в то время вообще не было никакой технической возможности поднять эти крепления со дна. А также, уже было понятно, что мост такого формата достаточно тяжело переносит нагрузки. Поэтому восстановление нужно было делать в формате балковой системы. Новый мост построили на 4,2 метра выше предыдущего. Также новый мост был шире, и его грузоподъемность была больше чем у предшественника.
Строительство длилось всего 10 месяцев, основная металлическая конструкция была собрана всего за 85 дней. Самые лучшие инженеры следили за строительством и правильностью сборки моста. Что интересно, что основным материалом служили балки, которые находились на берегу Днепра после того, как в 1919 году разобрали стратегические шоссейные мосты Киева. Поэтому с материалами тут повезло. Мост был открыт 10 мая 1925 года. Он назван в честь революционерки Евгении Бош, которая покончила жизнь самоубийством за пару месяцев до открытия моста.
Этот мост также был разрушен, но уже Красной армией в 1941 году. Немцы в свою очередь записали разрушение моста к своим победам и даже показывали кадры документального фильма о взятии Киева. Отдельно есть даже цветная фотография, которая была сделана во второй половине сентября 1941 года. После Большой Отечественной войны восстановление моста не планировалось. Он достаточно долгое время так и стоял разрушенный. Опоры моста сохранились до 1950-х годов. Некоторое время они даже использовались как крепления для линии электропередач, но со временем были подорваны, незадолго до того, как начали строительство моста Метро. Больше на этом месте ничего не строили. Но в 2010 году, когда уровень воды в Днепре стал значительно меньше, достаточно хорошо можно было рассмотреть остатки трех последних опорных конструкций этого моста.
После войны в столице случился настоящий бум строительства мостов. В 1949 году построили железнодорожный мост, в 1953 году появился мост Патона, а в1957 году был построен пешеходный мост на Труханов остров. Через 6 лет появится Рыбальский остров, а за ним следом и мост — метро. Закрывает эту хронологию конечно Московский мост, который сейчас называется Северный.
Позже, буквально за год до Независимости появится Южный мост. В 2010 году Гаванский мост, ну и последний Дарницкий железнодорожный — автомобильный мост. Сейчас идут разговоры о возобновлении строительства еще одного моста, который уже достаточно долго ржавеет на глазах киевлян, но пока затея с места не двигается. С другой стороны, этот мост является очень прибыльным для столицы в виде локации для разноплановых съемок не только украинских исполнителей, но и для рекламы мировых брендов. Поэтому, возможно и неплохо иметь такой индустриальный оазис почти в центре города.
Сегодня каждый мост помогает разгрузить город от ежедневного потока автомобилей и общественного транспорта, но с каждым годом автомобилей становится все больше, а вот количество мостов остается неизменным. Возможно, через несколько лет киевские власти задумают строительство еще нескольких мостов. Кто знает.