Согласитесь, сложно представить некоторые улицы без привычного трамвайного рокота путями, за годы своего существования его маленькие вагончики, бесспорно, стали неотъемлемой частью нашей столицы. Это и не удивительно, ведь именно киевский трамвай имеет историю продолжительностью более чем в один век — он был первый в Российской империи и одним из первых во всей Восточной Европе. Далее на kyiv-future.com.ua.
Конка или прототрамвай
Киев второй половины XIX века значительно отставал от ведущих европейских городов в плане общественного транспорта. Так киевский трамвай 1892-го года стал только 16-й электрической сетью в Европе и третьей в Восточной Европе, после Будапешта, где трамваи электрифицировали в 1888-ом и Праги, в соответственно -1891-ом. Были, правда, в то время омнибусы — некие предки современных автобусов, которые представляли из себя многоместную тележку, запряженную лошадьми. Однако, их быстро вытеснили первые трамваи, так называемые конки. Конкой называли тот самый трамвай, который двигался путями, но использовал при этом лошадиную тягу. Такой вид транспорта был лучше приспособленным к киевским склонам, поэтому мог дать убедительную фору конкурентам. Собственно, идея создания сети существовала в Киеве давно — начиная с 1869-го года, однако по разным причинам к строительству руки не доходили. Так продолжалось вплоть до 1886-го года, когда известный в то время инженер-генерал-майор Аманд Струве, который впоследствии приложит руку к установке киевской брусчатки, предложил свой проект. Через несколько лет, 20 Июля 1889-го года, Струве заключил договор с Киевской городской управой, а уже через полтора года провозгласили устав “Общества киевской городской железной дороги”, где под железной дорогой, (так тогда называли трамвай), имелась в виду конка.
Церемония закладки состоялась 30 июня 1891-го года, причём здесь были не только первые лица губернии, такие как киевский губернатор, вице-губернатор, городской голова и другие чиновники, но и все желающие посмотреть на действо. На обеспечение тягловой силы власти закупили 70 лошадей, которые должны были таскать вагоны в две смены. В то же время разработали и форму для трамвайных кондукторов, — она была похожа на форму их старших железнодорожных братьев: темно-зеленый кафтан с серебряными галунами на фуражках и синими поясами, извозчики же галунов на фуражках не имели. Планировалось проложить дорогу из двух пунктов навстречу друг другу от Троицкой церкви к даче Чернышева, и в обратную сторону, и от реки Лыбидь до Бессарабки, и навстречу от Европейской площади по Крещатику до Бессарабки. Так удалось завершить строительство быстрыми темпами, и уже через месяц, 30 июля, по улице Большой Васильковской прошел первый рейс, который вез публику совершенно бесплатно. Такие пробные запуски продолжались до 11 августа, официальной даты открытия дороги, что подняло в городе настоящий ажиотаж.
Трамвай – мейн стрим тогдашнего Киева
Как бы странно это ни звучало, но первым регулярным рейсам мешала … чрезвычайная популярность путей. Так, приходилось присоединять к экипажу третью лошадь, потому что двоим было не под силу тянуть крутыми киевскими склонами вагон, доверху забитый пассажирами. А участком, который начинался с нынешней Европейской площади на трамвае прокатилось более 10 000 человек. І это за один только день.
Трамвай стал мейн стримом. Но, конечно же, быть одновременно самым популярным транспортом в Киеве, и использовать лошадиную силу было не слишком хорошей идеей. Тогдашний Киев просто кишел извозчиками и повозками, дилижансами и каретами, что создавало на дорогах очень напряженную ситуацию. А согласитесь, лошадью управлять труднее, чем современным автомобилем. Поэтому участились случаи, когда трамвайная упряжка сталкивалась с другими повозками, в результате чего участились несчастные случаи. Плюс, постепенно все ведущие европейские города электрифицировали свои трамвайные пути, поэтому использовать конку было уже не слишком презентабельно. Начали искать другие пути. 19 февраля 1892-го года от Демеевки к Царской (нынешняя Европейская площадь) прошел первый городской паровоз, который тащил три вагона. Несмотря на шум и клубы пара, такой вид транспорта стал популярнее конки, и уже потом городом курсировало 4 паровоза. Однако, все же, постепенно пришли к выводу, что нужно электрифицировать трамвай.
Начало электрификации дорог
Между тем сеть постепенно расширялась, и работы велись на Фундуклеевской, Малой Житомирской и Бибиковском (нынешний Т. Шевченко) бульваре. В то же время заканчивалось строительство электростанции вблизи храма Рождества Крестового. Когда городу доставили 4 вагона на электрических двигателях системы Спруга, которая в то время широко использовалась, был осуществлен пробный пуск Александрийской горкой (Владимирским спуском). Причем на сложной киевской местности трамвай показал себя «на ура», что положило начало электрификации путей. Собственно, благодаря этому, мы сейчас и имеем привычные нам киевские трамвайчики.