Четверг, 2 мая, 2024

История создания киевского метрополитена

Киев — один из трех городов Украины, в котором присутствует система подземных тоннелей для поездок на поездах. Также такими городами являются Харьков и Днепр. Киевское метро имеет 52 станции и три ветки, которые соединены между собой переходами: зеленая и красная — «Золотые Ворота» и «Театральная», зеленая и синяя — «Дворец спорта» и «Площадь Украинских Героев», синяя и красная — «Майдан Независимости» и «Крещатик», соответственно. Далее на kyiv-future.com.ua.

Схематическое изображение веток метро Киева

Первые планы

Желание создать метрополитен в Киеве возникло у властей еще в далеком 1884 году. В планах было построить ветку от днепровской пристани до железнодорожного вокзала, также она должна была проходить через Почтовую площадь на Бессарабку, где планировали возвести новый пассажирский вокзал. К сожалению, в то время городская дума не одобрила данный проект, ведь в нем не было необходимости, и для тех времен это было слишком затратно.

В сентябре 1916 года к власти пришло предложение помощи американского капитала для создания киевского метрополитена, но власти отклонили и это предложение, в большей степени на это повлияло начало Первой мировой войны.

29 апреля 1918 года образовалось Украинское Государство Павла Скоропадского. Гетман тогдашней Украины также загорелся мыслью о создании метрополитена, но уже в районе Зверинца (это определенная историческая местность Киева между Печерском, Выдубичами, Тепличкой и Черной Горой). Товарищ тогдашнего министра путей инженер Чубинский говорил: «Киев стоит на горах и долинах, образованных самой природой и метрополитен, выныривая из тоннеля-горы в долину и проезжая снова тоннели, будет перевозить всех и все с Бессарабки на Демеевку, со Зверинца на Лукьяновку, с Набережной или Прорезной на Заднепровские Слободки.»

Но уже 14 ноября 1918 года к власти пришла Директория УНР и планы Скоропадского были разрушены еще до начала их реализации. В связи с этим, из-за своей неактуальности и неуместности, мысли о строительстве метрополитена были отложены в дальний темный ящик.

Начало реализации эфемерных планов

В начале июля 1936 года верхушка Киевсовета рассмотрела дипломную работу Папазова, выпускника тогдашнего Московского института инженеров железнодорожного транспорта, «Проект Киевского метрополитена». Достоверно никто не знает были ли наработки студента включены в финальный план строительства, но он получил вознаграждение в размере 100 рублей за работу, что в то время было немалой суммой.

В этом же месяце в газете «Большевик» опубликовали статью, в которой говорилось о проекте киевского метрополитена, разработанном институтом транспортной механики Академии наук УССР. Именно в ней жители Киева впервые увидели планы на три ветки метро. Готовиться к старту строительства начали в 1938 году, но из-за начала Второй мировой войны работы снова были отложены, так сказать «до лучших времен».

5 августа 1944 года Советом народных комиссаров СССР было выпущено постановление о строительстве метро в Киеве.

В апреле 1949 года Министерство путей сообщения создало «Киевметрострой» для исследования наиболее и наименее загруженных горожанами маршрутов, чтобы понять направление трех веток. Планировалось создать 3 ветки и 22 станции, по которым мы ездим и в нынешнее время: Сырец — Печерск, Святошино — Бровары, Куреневка — Сталинка (современные Оболонь — Теремки).

После полного анализа и создания схем наконец началось строительство. На пути к конечному результату рабочих встретили трудности в виде своеобразия рельефа (постоянные горы и спуски), а также плывуны — неплотные горные породы, наполненные водой, и другие особенности земной поверхности, которые никто не учел при проектировании подземных путей, что заметно замедлило развитие метро. Летом 1949 года были заложены первые кирпичи шахт метрополитена.

Декабрь 1951 года ознаменован соединением первого тоннеля станций «Крещатик» и «Арсенальная», которая является самой глубокой в мире, ее глубина составляет 105,5 метров. Такой она есть из-за особенностей рельефа и именно поэтому ее используют как ядерное бомбоубежище для высокопоставленных лиц Украины.

В 1954 году властями СССР была приостановлена деятельность по строительству киевского метрополитена, ведь бюджет был направлен на освоение целинных земель — нераспаханных и необработанных участков, которые могут использоваться для сельскохозяйственной деятельности.

В 1958 году был объявлен интересный конкурс: создать лучший проект станции метрополитена. Специально созданная команда людей из разных уголков СССР отобрала 80 работ создателей и представила их в виде выставки, где выбрали 5 лучших и воплотили их в станциях «Вокзальная», «Университет», «Крещатик», «Арсенальная» и «Днепр» (первая наземная станция), которые были оформлены первыми.

Первые поездки

Только через 10 лет после начала строительства, в 1959 году, были закончены последние пусковые участки современной части красной ветки метро между «Вокзальной» и «Университетом».

6 ноября 1960 года был запущен первый участок метро — со станции «Днепр» по станцию «Вокзальная». Первую неделю после открытия поезда работали в экскурсионном режиме, любой мог спуститься вниз и проехаться на новом транспорте. Это делали самые смелые, ведь не знали чего ожидать как от подземных станций и поездов, так и от новых для людей типов лестниц — эскалаторов. После этого периода проезд стал платным — 50 копеек одна поездка. В то время еще не было жетонов, поэтому все использовали бумажные билеты, которые проверяли контролеры. В 1961 году были установлены первые турникеты. С начала 1964 года, после деноминации советских денег, проезд стоил 5 копеек.

Иван Виноградов — первый машинист киевского метро

Строительство при СССР

Красная ветка

В 1963 году открыт следующий пусковой участок, две станции: «Политехнический институт» и «Завод Большевик» (современная «Шулявская»).

В 1965 году открыли Мост Метро и Русановский метромост, вместе с этим открывают 3 наземные станции: «Гидропарк», «Левобережная» и «Дарница». Также в сентябре этого же года открывают второй выход со станции Крещатик.

В 1968 году возводят станцию «Комсомольская» (современная «Черниговская»). Именно за оборотным тупиком (часть станции, которая предназначена для оборота и ночного отстоя поездов) создают первый пункт для техосмотров и мелких ремонтных работ с поездами.

Начало 70-х годов ознаменовалось открытием третьего выхода со станции «Крещатик», а также трех станций: «Октябрьская» (современная «Берестейская»), «Нивки» и «Святошин» и пункт технического обслуживания поездов в западной части красной ветки. Также известен Гаванский путепровод — мост, на первом уровне которого автомобильная трасса, а на втором — путь метрополитена.

Интересный факт: 23 августа 1973 года обычный рабочий завода «Арсенал» (приборостроительный завод) В. Голиков на станции «Арсенальная» стал миллиардным посетителем киевского метрополитена и получил год бесплатных поездок.

5 декабря 1979 года была открыта крайняя станция — «Пионерская» (современная «Лесная»), конечная станция красной ветки.

6 ноября 1987 года — строительство станции «Ленинская» (современная «Театральная»), чтобы в будущем создать третью, зеленую ветку метро.

Синяя ветка

В 1971 году началось строительство следующей ветки метро — Куреневско-Красноармейской (современная Оболонско-Теремская). В течение строительства рабочие также столкнулись не с одной преградой. Самой яркой была находка в 1972 году частей древнерусской усадьбы. Археологи взялись за ее раскопки и узнали гораздо больше о быте тогдашних народов на Подоле.

17 декабря 1976 года — открытие первой очереди линии длиной 2,32 км, в состав которой вошли станции «Площадь Калинина» (со временем переименована в «Площадь Октябрьской Революции» и современная «Майдан Независимости»), эскалатор на переход между «Площадью Калинина» и «Крещатиком», «Почтовая Площадь» и «Красная площадь» (современная «Контрактовая Площадь») и пункт технического обслуживания.

В начале 80-х годов открыт ряд станций: с «Тараса Шевченко» по «Героев Днепра» (конечная станция синей ветки), «Площадь Льва Толстого» (современная «Площадь Украинских Героев»), «Республиканский стадион» (современная Олимпийская), «Красноармейская» (современная «Дворец Украина») и «Дзержинская» (современная «Лыбедская»).

Зеленая ветка

31 декабря 1989 года стартовала первая очередь третьей линии метро, ее длина составила 2,1 км и в ее состав вошли «Золотые Ворота» (интересный факт: при отделке станции строители тайно выложили надпись «Слава Украине!», чтобы это не заметил никто из доносчиков, сделали это коричневой смальтой, потому что тогдашняя власть СССР была категорически настроена против независимости нашего государства), «Дворец Спорта» и «Мечникова» (современная «Кловская»). Станция «Золотые ворота» получила собственный выход только в конце апреля 1990 года, до этого единственной возможностью попасть на улицу был переход через остановку «Ленинская».

Станции «Дружбы Народов» (современная «Зверинецкая») и «Выдубичи» были построены еще во времена Советского Союза, но открыты только через 5 дней после его распада.

Строительство при независимости Украины

После обретения независимости Украиной, несмотря на проблемы с экономикой и финансами, строительство киевского метрополитена продолжилось. Также, в связи с декоммунизацией в 1993 году станции массово переназвали и дали наименования тех, которые известны нам сейчас.

Красная ветка

С 24 мая 2003 года для использования было запущено еще две станции: «Житомирская» и «Академгородок» — вторая конечная станция красной ветки. Они стали завершающей частью проекта первой ветки.

Зеленая ветка

30 декабря 1991 года все же были открыты станции «Дружбы Народов» и «Выдубичи». Также между ними находится станция «Печерская», строительство которой началось позже двух вышеупомянутых из-за осложнений, которые возникли в связи с особенностями рельефа, поэтому открытие состоялось аж 27 декабря 1997 года. В декабре уже 1992 года были открыты железнодорожные пути через Южный мост к станциям «Славутич» и «Осокорки».

В 1994 году были построены станции «Позняки» и «Харьковская», а в 1996 году — «Лукьяновская». А уже в 2000 году открыли станцию «Дорогожичи». 

14 октября 2014 года одна часть зеленой ветки завершена станцией «Сырец» (конечная).

В августе 2005 года открыли станцию «Бориспольская», и на этом событии продемонстрировали президенту Ющенко новые поезда, произведенные в Украине.

23 мая 2008 года, на день Киева, было организовано открытие станции «Красный Хутор» — конечной станции на зеленой ветке киевского метрополитена.

Синяя ветка

6 ноября 2010 года — 50 годовщина существования киевского метрополитена и чуть больше чем через месяц, 15 декабря этого же года, в честь знаменательного юбилея запустили поезда по путям с «Демеевской», через «Голосеевскую» и до «Васильковской».

50 станция киевского метрополитена начала функционировать 27 декабря 2011 года и это станция «Выставочный центр».

28 октября 2012 года состоялись парламентские выборы, поэтому за 3 дня до этого события была открыта станция «Ипподром».

И финалом большого проекта, который существует еще с глубокого XIX века стала станция «Теремки» — конечная станция синей ветки.

Недостроенные станции

  1. Станция «Львовские ворота» — заброшенное строительство расположенное между «Золотыми Воротами» и «Лукьяновской». Работы были приостановлена в 1997 году.
  1. Станция «Теличка» — расположена между станцией «Выдубичи» и Южным мостом. Работы остановлены в 1992 году.
  1. Станция «Герцена» — заброшена, расположена между Лукьяновской и Дорогожичами, должна была бы открыться вместе с ними. Строительство было заброшено в середине 90-х.
  1. Станция «Проспект Вернадского» — должна была бы находиться между «Житомирской» и «Святошин». Был создан проект, но строительство так и не началось.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.