Пятница, 3 декабря, 2021

Голгофа на Владимирской

ХХ век, киевские улочки и киевляне, какими Вы их себе представляете? Может быть неопрятными и угрюмыми, на фоне грязных улиц и конского навоза? Или по Киеву ходили прекрасные дамы в платьях, и в городе кипела насыщенная культурная жизнь? Было всё, культурная жизнь не очень отличалась от нашей, современной. Театры, гастроли, ярмарки, концерты и выставки, киевлянам начала ХХ века было чем развлечься и куда сходить. Сегодня речь пойдет об уникальном строении на Владимирской горке — павильоне панораме Голгофа, который стоял напротив католического собора святого Александра, на Владимирской горке. Для неискушённого зрителя эта панорамная картина была настоящим чудом, возможностью окунуться в эпоху и события далеких дней, захватывала дух, реалистичность была настолько явной, что некоторые зрители пытались войти в картину. Сегодня остались только воспоминания об этом чуде на Владимирской горке, но активисты часто поднимают вопрос о восстановлении павильона, пишет kyiv-future.com.uа. А мы предлагаем повспоминать, как это было и посмотреть на картину глазами наших предшественников.

Чудо родом из Европы

Первая панорама “Распятие Христа” появилась в 1886 году, в Мюнхене. Традиционную живопись потихоньку вытесняла фотография и услуги профессиональных художников всё меньше были востребованы. Первая панорама, можно сказать, возникла на фоне спора двух художников, они хотели создать что-то грандиозное, потрясающее умы, настолько жизненное и правдоподобное, что обставит фотографию. За 6 лет кропотливой работы художников Бруно Пигльгейна, Карла Губерта Фроша, Йозефа Кригера родилось немыслимое — полотно 17х120 метров. Работа была оценена по достоинству, тысячи восторженных людей пришли на открытие, лестные отзывы писали искусствоведы. Зрители отмечали погружение в реальность происходящего, игра светотени, мистические холодные, немного ирреальные краски в момент  солнечного затмения переносили зрителей в этот страшный и скорбный момент. 

Около 5 лет полотно перевозили из города в город, пока его не уничтожили пожаром в Вене, до сих пор, причина пожара так и не выяснена. 

Успех мюнхенской панорамы был просто ошеломительным, многие художники разных стран решили повторить тему распятия и открыли подобные панорамы по всей Европе. 

В 1901 году по просьбе коммерсанта Ивана Замараева, Киевская городская дума отвела участок земли на Владимирской горке, под постройку первого киевского павильона панорамы. 

Первые посетители и стоимость

Как хочется, иногда, перенестись в древний Киев и посмотреть, как выглядели любимые улицы, как жили раньше люди, о чем думали, где гуляли, где отдыхали, был ли какой-нибудь культурный досуг в начале ХХ века? И как приятно читать, что в 1900х годах культурная жизнь столицы по-настоящему кипела, гастроли певцов и театры, выставки и вернисажи, выступление Айседоры Дункан в нынешнем театре И.Франко.  И вот в 1902 году, на Владимирской горке открылась настоящая панорама, такая же как была в других европейских столицах — Распятие Христа. Для полотна было построено двухэтажное строение, с кирпичным фундаментом и деревянным вторым этажом. 

Реалистичность панорамы поражала, многие жители отмечают, что на картине со временем стали видны следы ног, некоторые пытались войти в картину, настолько она была правдоподобной. 

На вскидку представьте себе стоимость входа. Для взрослых цена была 50 копеек, а для школьников 30 копеек. Для эксперимента, мы подняли старые документы, сколько стоили продукты в магазинах, и если перевести на сегодняшние деньги, стоимость за входной билетик была примерно как сейчас цены в кинотеатрах. В начале ХХ века белый хлеб стоил 7 копеек, мука 24 коп/кг, бутылка водки — 40 копеек. 

Дальнейшая судьба павильона

Со временем зрителям приелась картина, и владельцы вынуждены были менять панорамы. Для Киевского павильона писал знаменитый художник Репин, и в 1903 году городом были закуплены 7 дополнительных диорам из-под пера его школы. Время шло, была война, пришла новая власть, и павильон проработал до 1924 года. А в 1934 году строение разобрали, а первую диораму “Распятия Христа” успели спрятать в Киево-Печерской лавре, но во время войны Успенский собор взорвали. Элементы картины, которые удалось спасти, передали в Киевский художественный институт.

К сожалению на сегодня ничего не осталось от картины, время взяло свое. Киевские активисты поговаривают о восстановлении былого павильона, он может стать частью туристического маршрута, но разговоры пока ограничиваются только размышлениями и планами. 

Latest Posts