Суббота, 25 мая, 2024

Знаменитый авиаконструктор Олег Антонов

Неисчерпаемый творческий потенциал, разноплановость интересов, стремление к красоте — все это можно сказать о всемирно известном авиаконструкторе. Свою жизнь Олег Константинович Антонов посвятил авиастроению: создал 22 типа самолетов, 52 вида планеров, основал школу конструирования. Кроме того, он был всесторонне одаренным человеком. Далее на kyiv-future.

Юность Антонова

7 февраля 1906 года, по старому стилю – 25 января, в деревне Троицы Московской губернии, родился Олег Константинович Антонов в семье инженера дворянского происхождения. Его страсть к авиации началась с ранних лет, когда его бабушка подарила ему модель самолета с резиновым двигателем. Упорство и труд прославили его как одного из лучших создателей транспортных самолетов в мире. Изначально он просто наслаждался ее изучением и запуском, но затем начал строить собственные модели. Благодаря отцовской библиотеке по инженерному делу, Олег с детства был погружен в мир техники и расчетов.

С юных лет он собрал вокруг себя единомышленников и основал «Клуб любителей авиации», издавая собственный рукописный авиационный журнал. С 1923 года он стал членом «Общества друзей Воздушного флота» и начал создавать собственные планеры. Вместе с товарищем он построил свой первый планер и через год отправился с ним в Коктебель в Крыму. Там он познакомился с известным харьковским авиатором Степаном Гризодубовым, а также с будущими великими именами советской авиации и космонавтики: Яковлевым, Ильюшиным, Королевым. За свой первый тренажер, который назвал «Голубь», Антонов был награжден грамотой.

Первые шаги в создании авиации

В 1925 году будущий крупный авиаконструктор начал обучение по специальности. Будучи студентом отделения гидроавиации корабельного факультета Ленинградского политехнического института, Антонов создавал учебные планеры ОКА-3, «Стандарт-1», «Стандарт-2», «ОКА-7», «ОКА-8» и первый рекордный планер «Город Ленина». 

После окончания института Антонов получает направление в Москву для организации Центрального бюро планерных конструкций и налаживания их серийного производства. Здесь он построил планеры, сыгравшие выдающуюся роль в становлении планеризма.

В 1933 году 27-летний Антонов – главный конструктор планерного завода в Тушино (Москва). Здесь он создал около 30 типов безмоторных летательных аппаратов, на которых были установлены многочисленные мировые рекорды. На выпущенных заводом планерах, поступающих во все аэроклубы СССР, проходили подготовку будущие авиаторы и ставились многочисленные аэродинамические эксперименты.

В годы Великой Отечественной войны планеры Антонова получили неожиданное широкое применение. Более 600 транспортно-десантных планеров А-7 регулярно доставляли солдат, технику, боевое снаряжение на разных участках фронта, широко использовались для помощи партизанам. Недаром Олег Константинович был награжден медалью «Партизана Отечественной войны» первой степени.

До безмоторных аппаратов А. К. Антонов сохранил расположение на всю жизнь. Благодаря им, по словам Б. Е. Патона, «он стал большим конструктором крупной авиации». Он строил планеры и дельтапланы почти до конца своей жизни. Однако главным его делом стали самолеты. Лично А. К. Антоновым и под его руководством выполнено более 50 конструкторских разработок, спроектированы и построены десятки самолетов разного класса и назначения.

Карьера Антонова

Первым важным проектом ОКБ стал разработанный им сельскохозяйственный самолет СХА-1, позже известный как “Ан-2”.

С 1949 года «Ан-2» строится серийно. Другого подобного примера мировая практика не знает. Задуманный как сельскохозяйственный, Ан-2 быстро стал многоцелевым, получил 16 модификаций и приобрел 40 профессий, связал с промышленными центрами отдаленные горные селения, районы тундры и тайги, стоянки буровиков, полярников, хорошо зарекомендовавших себя в небе Турции, Кубы, Монголии, североафриканских стран.

31 августа 1947 года лётчик-испытатель П. М. Володин впервые поднял в небо первый прототип самолета, известного как «Ганнуси». 23 августа 1948 года самолет, уже с обозначением «Ан-2», был принят на вооружение ВВС и начал поставляться для гражданского воздушного флота. Самолет был внесён в Книгу рекордов Гиннесса за продолжительность выпуска и до сих пор широко используется, получив прозвище «Кукурузник».

Пик разработок Антонова

С 1952 года Антонов руководил киевским ГСОКБ-473 (с 1966 года – Киевский механический завод, с 1984 года – ОКБ имени А. К. Антонова, с 1989 года – Авиационный научно-технический комплекс «Антонов») В последующие годы под руководством Антонова был сконструирован целый ряд самолетов разного назначения. Это специальные транспортные самолеты («Ан-8», «Ан-12», «Ан-22», «Ан-26», «Ан-32», «Ан-72», «Ан-124»), как для военной и гражданской авиации; многоцелевые (“Ан-14”, “Ан-28”); пассажирские (“Ан-10”, “Ан-24”); планеры (“Ан-11”, “Ан-13”, “Ан-15”) и дельтапланы.

Достижения авиаконструктора

Антонов был специалистом в области самолетостроения, доктором технических наук, академиком Академии наук СССР и Украины, Героем Социалистического Труда, депутатом Верховного Совета СССР нескольких созывов, лауреатом Ленинской и Государственной премий, трижды кавалером ордена Ленина. Антонов награжден многими орденами и медалями.

В 1962 году Антонов стал генеральным конструктором, а его ОКБ прочно заняло место у ряда ведущих самолетостроительных фирм страны. Авиация всегда оставалась важнейшей стороной жизни Олега Константиновича. Он создал более ста типов летательных аппаратов и основал оригинальную школу конструирования. Под его руководством была разработана система автоматизированного проектирования самолетов, внедрены новейшие материалы, развиты методы авиастроительной экономики. С 1977 Антонов заведовал кафедрой Харьковского авиационного института, воспитывая достойных продолжателей своего дела.

Среди наиболее успешных творений Олега Антонова выделяются транспортные самолеты «Ан-12», «Ан-22» (более известный как «Антей») и «Ан-124» (по прозвищу «Руслан»). Оба последних установили мировые рекорды по грузоподъемности. Однако на средних маршрутах требовался также пассажирский самолет, и тут на сцену вышел «Ан-24». Именно на этом типе воздушного судна Олег Антонов еженедельно совершал перелеты из Жулян в Харьковский авиационный институт, где он читал лекции.

Интересные факты об Олеге Антонове

  1. Первый его планер «Голубь», сделанный из фанеры и водопроводных труб 1924 года, отмечен грамотой за оригинальную и красивую конструкцию. Это мотивировало парня и дальше строить летательные аппараты.
  2. Олег Антонов, кроме своих инженерных достижений, также был опытным летчиком и членом Киевского аэроклуба. На момент 1938 года (как видно из его заявления на возобновление полетов), у него было зафиксировано 35 часов налетов в парке и 7 часов буксировочных полетов. Он мастерски управлял такими самолетами, как А-1, Пс-2, А-2, Ш-11, Г-9, Вф-5, и обладал удостоверением пилота категории Б.
  3. Антонов не только был создателем авиационной техники, но и активно участвовал в ее испытаниях. Однако после трагического крушения «Ан-10» под Харьковом в марте 1972 года, он публично обещал больше не заниматься проектированием пассажирских самолетов. «Я больше не смогу этого делать. Не могу переносить мысль о том, что моя работа может привести к гибели многих людей. После того, как случилась авария с «десяткой», я часто просыпался ночью в холодном поту», — говорил он. С этого момента он переключил свое внимание на проблемы усталости материалов и прочности самолетов.
  4. Олег Антонов активно поддерживал шестидесятников. В ноябре 1965 года он внес свой вклад, подписав открытое письмо в ЦК КПСС (Письмо 78-ми), выражая протест против политических репрессий в отношении украинской интеллигенции и дискриминации украинской литературы.
  5. Изобрел модель самолета короткого взлета. Его модель самолета короткого взлета была предложена еще в 1951 году. Но до осуществления и производства через бюрократические процедуры дошла почти через 15 лет. Речь идет об «АН-14 Пчелка», самолете, который требует для взлета полосы всего в 90 метров.
  6. Олег Антонов обладал свободным владением французским и английским языками. Он является автором нескольких книг, сотен научных работ и статей, а также обладает 72 патентами на изобретения. В дополнение к своим инженерным заслугам, он также проявил себя как талантливый художник, обладая уникальным чувством в живописи. Современники описывали его как многогранного человека, где глубокое техническое понимание переплеталось с искусством. Независимо от места и занятия, его творческий ум никогда не покидал. Он умел видеть и ценить красоту во всем окружающем.
  7. Антонов развивал искусство. Он организовал выставки «Ученые рисуют», где конструкторы и инженеры могли представлять свои художественные работы. Подобные выставочные форматы были изрядной редкостью.
  8. Всю свою жизнь Олег Антонов занимался спортом, особенно любил теннис.
  9. В 1999 году в Международный аэрокосмический холл славы аэрокосмического музея (Сан-Диего, Калифорния, США) было внесено имя Олега Антонова за его выдающиеся достижения в области разработки самолетов.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.