Пятница, 19 апреля, 2024

История наземного транспорта Киева

На сегодняшний день, совершенно нет проблем добраться из одного конца столицы в другой, ведь разнообразие транспорта позволяет выбрать максимально удобный маршрут и правильно рассчитать время. Каждый день, автобусами, трамваями и троллейбусами в Киеве пользуются почти 1,1 млн человек. Но знаете ли вы, какой транспорт появился в городе первым? Какой вид транспорта пользовался популярностью, а какой, наоборот, обходили стороной? Мы вместе с редакцией kyiv-future.com.ua поднимали исторические архивы Киева.

Первый трамвай

Как известно, первый трамвай был… с лошадьми. Да, самая первая трамвайная дорога была проложена в 1890 году. Этот проект должен был быть 26,4 км длинной и проходить по маршруту от ул. Саксаганского до Демеевской. В мае маршрут продлили до улицы Крещатик, а точнее до отеля «Европейский». Выглядел такой трамвай очень изысканно, лошади везли за собой вагоны достаточно легкой конструкции, с фонариками и звоночками. Один такой вагон мог перевозить до 20-25 пассажиров.

А вот первый электрический трамвай, к которым мы привыкли, появился в 1892 году, специально для него начали укладывать рельсы по улице Грушевского и Владимирской горке, в это же время началось строительство временной электростанции, для питания трамваев. Последняя линия электрического трамвая была проложена в 1904 году, до Пущи-Водицы.

Вообще, Киевский трамвай был очень удивительной достопримечательностью города, большинство гостей столицы старались прокатиться на нем хотя бы несколько раз. А вот как предприятие трамвай стал очень прибыльным еще в первый год своего существования, так как очень быстро окупился.

Киевский трамвай сыграл очень важную роль во время второй мировой войны, именно с помощью трамваев доставляли раненых в больницы и развозили хлеб бойцам и жителям столицы.

И хоть сейчас, трамвай обычный транспорт и не вызывает удивленных взглядов, все же он остается одним из самых любимых в некоторых районах города. Ведь из окон красно-желтого вагона можно любоваться пейзажами и архитектурой столицы.

Первый автобус

Принято считать, что первые автобусы в городе появились в 1925 году, и курсировали по маршруту: Европейская площадь – улица Саксаганского. Но это не совсем так. Первые автобусы были также на лошадиной тяге и предложил такой проект городу в 1878 году купец Мейер Левин. Полтора года это предложение было на рассмотрении и наконец, в 1879 году было разрешено закупить 7 омнибусов, которые могли перевозить до 20 людей.

Был также согласован и новый маршрут для них: Контрактовая площадь – Бессарабская площадь. Что интересно, проезд вверх, в сторону Крещатика стоил 7 копеек, а вниз – 6 копеек. Первые результаты так понравились Левину, что он утвердил еще 3 маршрута. Но мечтам не дано было сбыться, после инспекции в 1880 году, когда оказалось, что все омнибусы в ужаснейшем состоянии. После этого инцидента почти на 30 лет идея с автобусным транспортом была отложена на дальнюю полку.

А вот в 1925 году на свій первый маршрут вышли аж 2 автобуса немецкой марки Мерседес. В том же году было закуплено еще 10 автобусов и выпущено на маршруты. 

После войны автобусов в городе практически не осталось, поэтому достаточно быстро начали планировать постройку автобусных заводов на территории Украины.

В 60-х годах на дорогах столицы начинают появляться новенькие автобусы исключительно украинского производства ЛАЗ – 695. Жители города сразу полюбили их за комфортный салон, правда в час пик было достаточно сложно пробраться из середины салона к узенькой двери.

В 80-х годах, на замену Лаз пришли большие, желтые венгерские автобусы «Ikarus», с известной всем нам гармошкой посередине. Благодаря своему сильному двигателю, эти автобусы проработали на маршрутах до 2000-х годов.

А далее, модернизация и потребность в большей скорости и маневренности, стали причиной появления более современных автобусов и маршрутных такси. Но легкая ностальгия о веселых поездках в гармошке все же присутствует.

Первый троллейбус

Самые первые идеи запустить троллейбусы в Киеве были предложены еще в 1914 году компанией из лондона. Фирма предлагала создать в городе «трамвай без рельс». Но, к сожалению, киевская мэрия отказалась от этого проекта несмотря на озвученные преимущества: легкость и доступность.

Поэтому первый троллейбусный маршрут в Киеве появился почти в тот же период, что и электрический трамвай, в 1935 году. Длина маршрута составляла всего 3,5 км и на нем было всего 5 остановок. Скорость первых троллейбусов составляла 45 км в час, а количество пассажирских мест было – 45 человек. В первый день  запуска троллейбусной линии, на троллейбусе проехало практически 1700 человек. Этот вид транспорта вызвал ажиотаж среди населения, поэтому было согласовано решение про удлинение троллейбусных линий. И в начале 1941 года по Киеву было уже 3 троллейбусных маршрута. После войны строительство линий было восстановлено и до 1950 года в Киеве работало уже 5 линий, а в 1960-х годах – 20 линий.

На сегодняшний день по Киеву курсирует 709 автобусов, 458 трамваев и 401 троллейбус. Каждый день они соединяют левый и правый берега, и доставляют невероятное количество людей в любой уголок города. Сложно представить, как бы мы могли справиться со всеми задачами и потребностями без общественного транспорта.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.