Среда, 15 мая, 2024

Первый киевский дирижабль

Сейчас для нас дирижабль это что-то необычное и огромное. А вот когда-то такие летательные аппараты использовались в Европе для транспортировки людей. И это был очень технологический способ передвижения. А вот один киевский конструктор решил создать дирижабль тут, в столице. И это была очень интересная история. Дальше на  kyiv-future.

Кто создал первый дирижабль?

dyryzhabl-22kyiv22-ta-ioho-vynakhidnyk-fedir-anders-800x445

Будущий инжинер — конструктор немецкого происхождения родился 2 июня 1868 года в Киеве. Звали мальчика Андерс Федор Фердинандович. Существует даже мысль, что у него был брат — близнец, но это ничем не подтвержденная информация. 

Его отец Фердинанд Андерс проработал токарем на заводе “Арсенал”. Семья имела немецкие корни, хотя уже очень длительное время проживала на территории Украины, сначала в Белой Церкви, а со временем переехала в Киев. 

С самого детства Федор имел талант к конструированию, но не имея достаточно средств, семья не могла оплатить обучение парню, поэтому он учился в училище земле строения. Существует информация, что Федор закончил обучение в Киевском Политехническом институте в 1918 году, но документов, которые подтверждают этот факт нет. 

Говорят, что его дочь пыталась дать информацию о биографии отца, но по приказу НКВД документы были уничтожены в 1941 году, когда фашисты подошли к Киеву. С 8 ноября 1909 года в Киеве активно работало сообщество воздухоплавания. Оно было создано на базе кружка авиа конструирования при Киевском Политехе. Учасники клуба разрабатывали разнообразные интересные проекты, строили новые модели и даже делали учебные полеты, чтобы получить диплом авиатора. Тут также очень часто устраивали соревнования и всякие выставки. 

dyryzhabl-22kyiv22-ta-ioho-vynakhidnyk-fedir-anders2-1024x764

4 января 1911 года в библиотеке был организован благотворительный бал. Основной целью которого было собрать средства на строительство первого в Киеве дирижабля “Киев”. На встрече присутствовали самые известные и самые влиятельные люди Киева. Тут кроме представления и концерта было на что посмотреть. Тут была и выставка разработок Игоря Сикорского, но больше поражал гостей макет дирижабля. Особенно удивляло гостей то, что все комплектующие были разработаны Андерсом лично. Он даже написал в 1910 году руководство по строительству та конструированию аэропланов. 

Как создавался дирижабль

Zaglavnaya-3

Со временем Федор потерял интерес к аэропланам и сосредоточился на дирижабле. Он четко понимал где и как заказать любые запчасти и комплектующие. Сначала он создавал все собственноручно, со временем, после благотворительных взносов, смог уже нанять работников и заказать нужные детали. И большое строительство началось. Оно приходило на территории усадьбы фабричного инспектора Александра Микулина. Это был не просто интерес, семья Микулина была близка с авиацией и очень поддерживала новые разработки, поэтому идея молодого инженера казалась им очень интересной. Военное ведомство очень хотело забрать “Киев” себе в пользование, поэтому Федору даже пришлось принимать участие в маневрах Киевского военного округа. Но, к счастью, военные взгляды изменились, и дирижабль стал им не интересен. Поэтому уже в 1911 году аппарат демонстрировали для показательных полетов, как будто готовили его к самостоятельным полетам.

Первые полеты

dyryzhabl-22kyiv22-ta-ioho-vynakhidnyk-fedir-anders14

22 октября 1911 года на собственном дирижабле, который назвал в честь родного города “Киев”, Федор Андерс осуществил первый полет. Маршрут был не долгий. Из купеческих садов он пролетел над Подолом, Оболонью, долетел до Вышгорода и вернулся назад. Это было удивительное зрелище. Большой, рыбообразный, желтый, как солнце дирижабль свободно летал над Подолом. В то время это была удивительная вещь для горожан, ведь раньше таких изобритений никто не видел. Почти 20 минут Федер плавает над Подолом вытворяя разнообразные трюки, кружит, выписывает восьмерки и зигзаги. А потом, набрав высоту 200 метров спокойно полетел в сторону Вышгорода. 

100_років_першого_польоту_дирижабля_«Київ»

Во время таких демонстраций все желающие имели возможность покататься на дирижабле. Стоимость билета составляла 50 копеек. В то время за такие деньги можно было купить 2 десятка яиц. Студентам предоставлялась скидка, они платили 27 копеек. На протяжении нескольких дней пилот и трое пассажиров поднимались в небо на этом удивительном изобретении. В первый день на дирижабле побывало 20 человек, а со временем, Федор поднимал свое произведение в небо 3-4 раза в неделю. И за это время покатал на своем изобретении почти 20 пассажиров. Его дирижабль осуществил почти 160 полетов.  Мало кто знает, что незаметными помощниками инженера были солдаты 7-й роты, которые удерживали дирижабль за веревки, когда новые пассажиры занимали в нем свои места, чтобы подняться на 18-20 метров и полюбоваться красочным Киевом и безграничным Днепром. 

Имея такой успех, Федор снова пообщался с инвесторами по поводу модернизации аппарата, и со временем установил на нем новый, вдвое мощнее двигатель от немецкого производителя. А также увеличил объем оболочки, что позволило брать на борт еще одного пассажира. 10 декабря 1911 года было собрано совещание, на котором было принято решение о создании специального помещения для хранения дирижабля. Поэтому со временем, во время непогоды дирижабль хранился в специальном амбаре на Куреневке. Со временем, дирижабль “Киев” стал самым любимым аттракционом жителей и гостей столицы. А 13 августа 1912 года дирижабль даже принимал участие в открытии спортивного поля на Лукьяновке. 

Последний вылет

845240_w_450

И все было бы хорошо, но… Последний раз дирижабль поднялся в воздух 29 августа 1912 года. Он поднялся в районе спортивного поля и отправился в Чернигов. Управлял аппаратом молодой воздухоплаватель и сын инженера — Владимир Андерс. Пилотировать дирижабль должен был Федор,  но он сильно заболел и лежал в постели, потому что это дело было отдано в руки сына. А механик в то время поехал в другой город. Поэтому не полностью подготовленный полет стал катастрофой. Двигатель заглох и аэростат ветром начало относить в сторону Вышгорода. Сильный воздушный поток поднял дирижабль очень высоко, аж на 1?5 километра и носило его ветром на такой высоте несколько часов. Но в небе оболочка промокла и дирижабль начал быстро снижаться. Экипажу удалось приземлиться за 120 километров от Киева, в селе Жукин, Черниговской губернии. Там и остались на ночь. Утром, Владимир пытался починить двигатель, но сложная посадка очень сильно сказалась на работе бензонасоса, поэтому он загорелся. Юноша только успел выскочить из дирижабля, как прогремело 2 взрыва. Дирижабль “Киев” сгорел полностью, обошлось без жертв, но установить причину пожара так и не удалось. Специалисты считают, что проблемой стало попадание бензина в двигатель не совсем правильным путем. 

“Киев — 2”

dyryzhabl-22kyiv22-ta-ioho-vynakhidnyk-fedir-anders15

Федор не опустил руки после аварии, получив страховку он начал разработку нового аэростата уже на 12 пассажиров. Этот дирижабль был спроектирован таким образом, что гондола имела форму лодки и при необходимости могла удерживаться на воде. Конструктор  даже успел прочитать лекцию на тему нового изобретения. Со временем Федор пытался продемонстрировать свою новую идею всем. Поэтому пришел даже на встречу к обществу воздухоплавания, где в 1912 году продемонстрировал уже модель, но дело с места не сдвинулось. Изобретатель не опускал руки. Модель аппарата даже демонстрировалась на всероссийской выставке. Но построить его так и не получилось, просто не хватило денег, а инвесторов в то время было немного. Со временем, советская власть заинтересовалась его разработками и предложила сотрудничество, но все разработанные идеи так и остались на бумаге. Умер он 31 мая 1926 года. 

Он всю свою жизнь конструировал и изобретал новые и новые приборы. Благодаря ему жизнь увидела печатная машинка с оригинальной конструкцией, и даже цифровые замки. Киевлянин, у которого всегда были интересные идеи и золотые руки сделал действительно большой вклад в историю Украины и своего родного города.  

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.