Понедельник, 16 сентября, 2024

Темные дела великих застройщиков: секреты киевских дворцов 1900-х

На рубеже XIX и XX веков в Киеве бушевала строительная лихорадка. Промышленный бум обеспечивал мощный приток новых горожан, жилья катастрофически не хватало, и для застройщиков и архитекторов наступила золотая пора, чтобы не только увеличить капиталы, но и вписать свои имена в историю города. Далее на kyiv-future

Но честный труд и добросовестные усилия не всегда сопровождали процесс строительства. В его тени разыгрывались истории, полные интриг, махинаций и коррупции, в центре которых стояли такие влиятельные киевские граждане как председатель правления Киевского акционерного домостроительного общества Михаил Меринг и председатель правления Киевского земельного банка Георгий Шлейфер.

Знаменитые дома Киева начала XX века

Отель “Континенталь”

Начало XX века стало периодом активного строительства в Киеве. В это время в городе появляются такие известные здания как отель “Континенталь”, театр Соловцова (совр. театр им. И.Франка), небоскреб Гинзбурга, здание Южно-Русского промышленного банка, много доходных домов с прекрасной архитектурой. Некоторые из сохранившихся зданий и сейчас остаются самыми красивыми в Киеве.

Однако за каждым из этих проєктов стояла не только талантливая работа архитекторов, но и теневые финансовые схемы, которые разыгрывались в коридорах власти и банковских учреждениях.

С чего все начиналось: Михаил Меринг и его амбициозные проєкты

М. Ф. Меринг

Михаил Меринг унаследовал от отца, профессора медицины Федора Меринга, огромный участок земли в центре Киева, между Крещатиком, Институтской и Шелковичной. Киевляне называли эти земли усадьбой Меринга. При жизни Меринг-старший обустроил здесь пруд с купальней, разбил клумбы и аллеи, а зимой устраивал общественный каток.

К слову, профессора Меринга на похоронах отпевали священники трех конфессий – православный, иудейский и лютеранский. Киевляне любили и уважали доктора и очень хотели, чтобы он точно попал в рай.

Получив наследство, Михаил Меринг предложил киевской городской управе выкупить у него усадьбу под застройку новыми домами. Но городской бюджет не осилил такой покупки. Тогда Михаил предложил богатым и влиятельным киевлянам создать акционерное общество и выкупить у него землю под застройку. При этом сам он также остался крупным акционером и к тому же возглавил это общество, став председателем правления Киевского акционерного домостроительного общества. Выходило так, что Меринг должен был застроить свои же собственные земли.

Михаил Меринг был не просто грамотным финансистом, он был человеком, который имел родственные связи с верхушкой империи, будучи женатым на падчерице министра финансов Сергея Витте. Эти связи открывали перед ним все двери и давали ему чувство неуязвимости. Уверенность в поддержке могущественного тестя стала ошибкой, и в итоге сыграла роковую роль в его судьбе. 

Михаил предложил акционерам разбить землю усадьбы на 27 участков, часть продать, а часть застраивать на собственные деньги. В это время на арене событий появляется еще одно значительное лицо.

Георгий Шлейфер и его след в истории Киева

Г. П. Шлейфер

Не менее влиятельной фигурой в киевском строительном бизнесе был знаменитый киевский архитектор Георгий Шлейфер, председатель правления Киевского земельного банка. Шлейфер был депутатом городской думы и всегда мог “подстраховать” своих коллег по строительному бизнесу.

Сначала дела шли отлично. Были застроены четыре улицы: Ольгинская, Николаевская (совр. Архитектора Городецкого), Меринговская (совр. Заньковецкой), Новая (совр.Станиславского) и Николаевская площадь (совр. И.Франко). Этот район называли “Киевский Париж”, на фоне патриархального города он выделялся своим изяществом, стилем и монументальностью зданий. Но экономический кризис начала века повлиял на приток инвестиций, количество квартир в новых домах превысило спрос на них, а цены на аренду элитных квартир стали непосильны для арендаторов. 

Строительный бизнес Киева перестал приносить прибыль, стоило бы остановиться, но Михаил Меринг и Георгий Шлейфер пошли на риск и закупили новые участки. Новое строительство требовало новых денег.

Михаил Меринг решил прибегнуть к рисковым финансовым маневрам. Он делает несколько крупных необеспеченных займов в Киевском частном коммерческом банке, директором которого является он же, и в Кредитном обществе, которое возглавлял его компаньон, Георгий Шлейфер. По сути, Меринг и Шлейфер выдали необеспеченные ссуды сами себе.

Эти займы не были основаны на реальной стоимости активов, Меринг просто воспользовался своим влиянием и личными связями. Но эти рискованные кредиты не спасли умирающий бизнес. Деньги закончились, и акционерное общество оказалось на грани банкротства.

Падение финансовой пирамиды

Меринг обратился к богатейшим людям Киева, также акционерам домостроительного общества, за помощью. Это были Давид Марголин, который был совладельцем Объединенного общества пароходства по Днепру и возглавлял Киевское общество городской железной дороги, и сахарный король Лев Бродский. По сравнению с этими богачами, даже знаменитая семья Терещенко имела очень скромные капиталы.

Но помощи Михаил не дождался. Вместо этого его компаньоны использовали сложившуюся ситуацию для собственной выгоды. Марголин и Бродский предложили Мерингу кредиты в обмен на залог имущества компании, и Меринг решился еще на одну махинацию. При оценке имущества, которое он собирался заложить без ведома членов правления домостроительного общества, он существенно занизил его стоимость. Таким образом ему удалось заложить театр Соловцова и отель “Континенталь”, которые по заниженной стоимости составляли менее 50% всех активов общества. А именно такой частью активов он имел право распоряжаться самостоятельно как председатель правления. В случае раскрытия аферы, он рассчитывал на поддержку своего влиятельного тестя, но Витте не стал рисковать своей репутацией, и в результате акционерное общество стало банкротом. Марголин и Бродский стали владельцами прекрасных элитных зданий в центре Киева, а Меринг потерял всё и завершил свою жизнь в Париже в нищете. Шлейфер и другие архитекторы смогли избежать обвинений, поскольку город ценил их прекрасные творения и дал возможность талантливым архитекторам продолжить создавать архитектурные шедевры.

Какова бы ни была темная сторона застройки центра города, благодаря этим проєктам Киев обрел свое лицо и эти величественные здания до сих пор являются его украшением. Эти истории свидетельствуют о том, что за каждым архитектурным шедевром скрывается не только гений создателей, но и темные стороны человеческой природы, которые придают этим творениям еще большее очарование и драматизм.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.