Пятница, 19 апреля, 2024

Почему вам непременно надо посетить музей Ханенко: ТОП-5 причин

Представьте, что вы путешествуете нашим славным городом Киевом. В самом сердце столицы, так называемого Старого Киева, существует крохотная, по меркам нашего времени, улица. Она соединяет между собой, несоединимое во всех смыслах, Богдана Хмельницкого и Льва Толстого. С одной стороны, к улочке прилегает зеленый сквер, однако сквериков в Киеве много, а именно этот – особенный, ведь это Зеленый корпус КНУ, который стоит напротив своего красного собрата. Конечно, это Национальный университет имени Тараса Шевченко, одноименный парк, а улочка называется Терещенковской. Однако это лишь ее топографическое имя, на деле же это «улица музеев» и одна сплошная достопримечательность архитектуры. Здесь и Национальная картинная галерея, и музеи-квартиры Павла Тычины и Николая Бажана, и, конечно же, визитная карточка улицы, да Киева в целом, — музей Ханенко. Далее на kyiv-future.

Этот музей — история не только о меценатстве, как благотворительности и пожертвовании своего дорогого чада, страсти своей жизни, это прежде всего история о его сохранении. Поэтому, если отвечать на банальный вопрос: «Почему нужно посетить музей?», — получаем не менее банальный ответ: «Ведь это музей, не так ли ?!»

Не постигнув историю музея — невозможно окунуться в его атмосферу

Музей назван в честь Ханенко, и это неспроста, – именно их частная коллекция стала основой экспозиции музея. Несмотря на это, без углубления в историю создания этой коллекции невозможно понять весь ее шарм, скрытые изюминки и своеобразные «фишки», а также душу, которую владельцы хотели в нее вложить.

Сложно назвать точную дату создания музея, — по крайней мере, это целая жизнь его основателей Богдана и Варвары Ханенко. Супруги знались в искусстве – они совершали путешествия по Европе, из которых всегда привозили домой в Украину замечательные образцы западного и восточного искусства. Они тесно связаны с сахарной империей Терещенко — Варвара Ханенко в девичестве Терещенко, а Богдан Ханенко был управляющим их сахарных заводов, и кроме того ярым коллекционером.

Не менее страстной в этом плане была и Варвара – в переписке с московским коллекционером И. Остроуховым она вспоминала: «Во мне горит огонь коллекционерства и очень обидно пропустить хорошую вещь!». Среди ее предпочтений было Итальянское изобразительное искусство, древняя украинская икона, майолика, а также искусство народное, развитие которого она так активно поддерживала. В союзе с такими деятелями как Еленой Пчилкой, Натальей Яшвиль, Даниилом Щербаковская и Николаем Биляшивским, она раздувала костер украинского народного искусства и культурной жизни в целом. Бесспорно, это требовало денег, но Варвара происходила из богатой династии тогдашней Российской империи — из семьи сахарозаводчиков Терещенко, в которых в жилах вместо крови текло «золото» меценатства. Говорят, что основатель сладкой империи, Артемий Терещенко, даже завещал своим потомкам отдавать на благотворительность 80% прибыли.

Не менее упорным коллекционером был и ее муж — Богдан Ханенко. Будучи соучастником сахарного бизнеса, он, к тому же, активно участвовал в общественной и культурной жизни города, увлекался историей искусства и вкладывал средства в его поддержку. «Музей должен быть не только собранием раритетов и образцов, но одновременно и школой, и храмом, и священным местом, куда должны стекаться все для изучения прекрасного и поклонения красоте — чтобы потом, в жизни, любить и уважать красоту». Сказал Богдан Ханенко на открытии в 1904 году своего первого музея – «Киевского художественно-промышленного и научного музея имени императора Николая Александровича», патроном которого он стал, и к которому передал свою бесценную археологическую коллекцию.

Долго длилась их просветительско-коллекционная деятельность, пока не наступили бурные времена Украинской революции. Незадолго до этого, в мае 1917-го, умирает Богдан Ханенко, завещав передать свою часть коллекции городской общине. Так, нелегкое дело опеки музея легло на плечи Варвары. Для сохранения бесценной коллекции музея, она решила в декабре 1918-го передать ее в собственность Украинской академии наук, благодаря чему экспонаты, преимущественно в полном составе, сохранились до наших дней.

Жемчужины западной экспозиции

Музей Ханенко – это коллекция мирового искусству, которую супруги привозили из своих путешествий по миру. Поэтому наряду с экспонатами западноевропейского искусства прекрасно уживаются представители восточного, а также Древнего мира. Представленные здесь и ранневизантийские «синайские» иконы — первые христианские иконы VI-VII века, которые сохранились до наших дней. Ядро западноевропейской коллекции музея составляют работы периода XIV-XIX веков Италии, Франции, Германии и Испании: различные графики, скульптуры, декоративно-прикладные искусства, ну и конечно сборки живописи. Здесь вы можете встретить и Пьера Луи Гудрона, с его «Любовники», и Якопо дель Селлайо, с его «Орфеем и Эвридикой», и «Погребение монаха» Маньяско, и «Бога реки Шельды, Кибела и богиня Антверпена» Питера Пауля Рубенса. Это еще далеко не полный перечень полотен известных художников западной культуры.

 Если вы ценитель произведений пластики, то вы откроете для себя лучшие примеры оригинальной деревянной полихромной скульптуры Сары Бернар, Антонио Кановы и Николаcа Кордье. С жемчужин графики здесь представлены Франциска Гойи и Рембрандта ван Рейна и еще многих других. И, кстати, не забывайте, что это частная коллекция интеллигентной семьи «старого мира», а потому здесь присутствуют и изысканные итальянские мебель, фламандские обои, а среди экспонатов декоративно-прикладного искусства – коллекции фарфора и майолики, так обожаемая Варварой Ханенко.

Лучшие образцы восточного искусства

Наряду с чисто западной, здесь можно почувствовать неповторимую атмосферу Азии. Это и жемчужины китайской, японской, буддийской культуры, а также ислама (Турции, Ирана и мавританской Испании). Здесь представлены многообразие китайской живописи и фарфора, а также каменной керамики. Укиё-э — японская гравюра на дереве, цебе — декоративные пластины, которые украшают оружие, а также нэцкэ — разновидность японских брелоков. Здесь также есть иранская люстрованая керамика, ковры и многие другие образцов восточного искусства.

Культурно-образовательные и тематические выставки в музее

Вечерние посиделки с разговорами за бокалом вина в роскошных литературных салонах были распространены среди тогдашней интеллигенции. Тем не менее, сейчас в музее пытаются воссоздать ту атмосферу, поэтому и устраивают разнообразные выставки, лекции, встречи и дискурсы, музыкальные вечера и, конечно же, экскурсии. Например, сейчас здесь царит «Французская весна» – до середины июля во Французской секции будут выставляться экспонаты, не виданные ранее. В стенах музея проводятся лектории на различные темы, из которых каждый может почерпнуть чего-то интересного для себя. Нужно лишь держать руку на пульсе событий.

Музей – для детей и студентов

Как и в случае с взрослой аудиторией, для более младших «искусствоведов» здесь регулярно организуются различные экскурсии, квесты, и даже музыкальные вечера, на которых звучит музыка XVII-XIX века, специально созданная для детей. Изюминкой таких «ивентов» является letweek — литературный марафон для тех подростков, которые хотят найти себя в «слове».

Вместо заключения, предлагаем привести цитату основателя музея Богдана Ханенко из речи на открытии первого музея в 1904 году.

«Творения гениев по своей сути не могут принадлежать тем, кто ими владеет, художественное произведение — достояние, которое принадлежит всем … Вот почему в дарах владельцев музеям следует усматривать только щедрое возвращения должного».

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.