Четверг, 23 сентября, 2021

Из истории киевского водопровода: интересные факты

Киевский водопровод. Под разными именами, структурами и руководством, он служит городу уже более 150 лет. В древности обеспечения города водой считалось одним из важнейших приоритетов, пишет kyiv-future.com.ua. Думаете, в случае с Киевом, это было просто? Отнюдь нет… Весь период существования водопровода был рядом вызовов, модернизационных изменений, удивительных инженерных решений, и, конечно же, ошибок и недостатков. История его бесспорно стоит вашего внимания, поэтому мы подготовили для вас подборку пяти самых интересных аспектов его жизни – с самого начала создания, в течение кропотливого существования, и до сегодняшнего дня.

1. Первые «источники» киевского водопровода

История киевского водопровода более чем просто старинная – она ​​берет свое начало еще в XVII. Впервые научились контролировать подземные источники именно на Подоле, наиболее оживленном и густонаселенном районе тогдашней столицы. Правда, для разведения воды по усадьбам тогда использовали дерево: она текла по дощатым трубам или массивными бревнами, из которых добывали середину. И все же, это был прорыв. Водяной напор обеспечивался своеобразием ландшафта – влага стекала с возвышенностей Киевских гор, из подземных рек, озер и ручьев. Интересно, что уже тогда начали создавать фонтаны – не только как досадную площади перед магистратом, в случае с Самсоном, а как полноценный элемент системы – благодаря ему предотвращали возникновение избыточного давления в трубах. А также, была в фонтанов еще одна функция – все желающие могли не только напиться из них воды, но и взять несколько ведер для своих нужд.

2. «Золотая» вода

Ранее мы говорили, что вода поставлялась горожанам с высоких киевских склонов. Это было действительно удобно, и таким способом «доставки» пользовалось немало городских усадеб. Впрочем, жители нагорных районов, очевидно, как минимум чувствовали себя обделенными. Как максимум, они были вынуждены оплачивать воду самостоятельно – покупать ее по завышенным ценам в специальных водовозов. Ведро воды стоило две копейки, примерный столько же стоил килограмм хлеба, а портовый грузчик за день работы мог заработать до 75 копеек. Сама профессия, водовоз, красноречиво говорит за себя — человек, который имел коня и бочку могла сколотить неплохой капитал. Так, за месяц можно было заработать 60 рублей, причем, это вдвое больше, чем плата постового, а также квалифицированного технического работника, который получал 50 рублей. Такая катастрофическая ситуация требовала решительных изменений, и такие изменения не заставили себя ждать.

3. Аманд Струве и «Киевское общество водоснабжения»

Но вот, в один прекрасный день в столицу прибыл Аманд Струве. Собственно, поэтому этот день и стал замечательным, ведь Киев обязан инженер-капитану не только обустройству водопровода, как вы уже могли догадаться, но и множеством других проектов. Это и железнодорожный мост через Днепр, и первые трамваи, и даже брусчатка на улицах города – тоже его заслуга. Узнав о таком плачевном состоянии киевского водопровода, капитан выдвинул амбициознуе предложение, которое «Киевское Городское Общество» — собрание наиболее солидных владельцев недвижимости города – назвало «не только весьма интересной, но и крайне необходимой, как в интересах города, так и жителей». Договор между городом и инженером ратифицировал сам Александр II в мае 1870-го года. Под строительство позволили занимать любые земельные участки, поэтому уже в 1871-1872 годах над Набережным шоссе возвели несколько корпусов – два каменных и два деревянных. Справа от колонны Магдебургского права возникла нижняя машинная станция, а чуть выше по склону, соответственно, верхняя. Причем, поскольку верхняя станция виднелась из Владимирского спуска во всей красе, к ее оформлению подошли со вкусом: Александр Шиле, известный киевский архитектор, придал промышленному здании необарочной формы, украсил криволинейным фронтом и добавил оригинальную башню.

 Было создано акционерное общество «Киевское общество водоснабжения», которое возглавил сам Аманд Стурве. Идея поставки заключалась в том, чтобы забирать воду из Днепра (для этого устроили водосбор у дна речного фарватера), и подавать ее насосами нижней станции в резервуар фильтра. Оттуда насосы верхней станции распределяли ее между водонапорными башнями города, а те в свою очередь – в городские домов. После модернизации 1887 года система стала вообще давать более 400 тисяч ведер воды в сутки (по системе мер в Российской империи 1 ведро составило 12,3 литра)!

4. Пиявки из крана и эпидемия холеры — переход от Днепровской воды к артезианским скважинам

Несмотря на потрясающие результаты новоиспеченной водопроводной системы, довольно скоро начали просматриваться ее первые просчеты. Киев постепенно разрастался, и, соответственно, все больше отходов попадало в Днепр, из которого качали для него же воду. Неудивительно, что качество воды постепенно падало. Тогдашние фильтры состояли из гравия, песка и крупного камня, поэтому увидеть, как из крана течет не только мутная вода, но и вылезают пиявки не было чем-то необычным. Об этом в те времена даже ходили карикатуры. Именно поэтому муниципалитет города решил поискать новые пути водоснабжения. Альтернативой могла послужить только артезианская вода из-под земельных пластов. Киевский университет провел несколько исследований, которые показали, что уровень такой воды близок к идеальному. И уже с 1890-х годов в городе начали появляться первые артезианские скважины, которые в конце концов показали безупречный результат — за сутки они давали около 720 тисяч ведер. Вот так город перешел на смешанную водоносную систему. Впрочем, остаться суждено только кому-то одному… Так случилось, что из-за массовой антисанитарии в город в 1907-1908 годах в город пришла холера, и существовал довольно небезосновательный риск заражения днепровской воды вибрионами. Городская дума опечатала все днепровские водоносные станции, и город начал потреблять только артезианскую воду. Сначала это привело к водяному коллапсу: в городе воды критически не хватало, а летом 1908-го не было даже чем поливать улицы. Однако со временем ситуация решилась — пришлось пробурить новые скважины, обеспечив город необходимой влагой.

5. Знаменитые киевские фонтаны

Истории известно, что первые фонтаны начали появляться в монастырях – один в Братском, а также два в Фроловском, оба на Подоле. Впрочем, назвать их полноценными фонтанами было сложно – это были скорее ручьи, которые били из деревянной чаши. В предыдущем пункте мы сказали, что фонтаны выполняли не только декоративную, но и практическую роль. Заметим, что это отнюдь не мешало им украшать площади старинного Киева. Собственно, первым фонтаном принято считать вышеупомянутого Самсона, или Фелициала, как его называли раньше. На его месте постоянно бил источник с чистой прохладной водой. Он настолько полюбилось горожанам, что здесь в 1749 году решили установить круглую ротонду-фонтан, украшающая Почтовую площадь и по сей день. О фонтане даже ходила легенда, что если кто-то из приезжих попробует из него воды, то покинуть город уже не сможет. Кроме Самсона, в Киеве было создано семь близнецов — семь одинаковых фонтанов, которые в столице прозвали фонтанами Термена. Такое название произошло от завода, на котором был отлит фонтаны – на каждом из них сохранилось оригинальное клеймо. К сожалению, до наших дней дожили лишь пятеро братьев, и сейчас встретить них можно в сквере возле театра им. Франко, в Городском саду и Мариинском парке, возле Золотых ворот и в сквере Олеся Гончара. Современный Киев – город фонтанов, и этому сложно возразить, ведь здесь их более 90!

Latest Posts