Понедельник, 4 декабря, 2023

С Подола на Владимирскую горку за 3 минуты. Интересные факты о киевском фуникулере

Сегодня фуникулер – одна из достопримечательностей Киева, жители и гости столицы не отказывают себе в удовольствии прокатиться на нем, а заодно и полюбоваться красивейшими склонами. Фуникулер – больше, чем транспорт: сегодня это небольшой аттракцион между Подолом и Владимирской горкой. Предлагаем несколько любопытных фактов о киевском подъемнике. Далее на kyiv-future.

Второй фуникулер в Украине

Чуть более ста лет назад, чтобы попасть в Верхний город с Подола, нужно было подниматься по деревянным ступенькам, что было долго и неудобно. О необходимости транспорта городские власти подумывали давно, обсуждали запуск трамвая, но до дела так и не доходило. И только когда в Одессе в 1902 году появился фуникулер, было решено запустить подобный транспорт и в Киеве. Уже через три года появился Михайловский электрический канатный подъем, который сразу же понравился киевлянам.

Авторы киевского фуникулера

Первоначальная идея канатного подъема принадлежала инженеру Артуру Абрагамсону, автору работ по железнодорожному строительству. Именно этот человек сделал все возможное, чтобы в городах появились канатные подъемники.

Проект киевского фуникулера чуть позже разработали инженер Николай Пятницкий и архитектор Александр Барышников. Новый транспорт обошелся в 230 тыс. руб., зато канатный подъем довольно быстро окупился и понравился жителям и гостям Киева.

Передовые технологии и вагоны из Швейцарии

В производстве фуникулера были использованы первые железобетонные конструкции – модные передовые технологии по тем временам. Сами вагоны и все оборудование произвели в Швейцарии, у тамошних инженеров был большой опыт строительства канатных дорог и всего необходимого для них. В новейшем механизме было предусмотрено два мотора, мощность каждого из них составляла 65 лошадиных сил, по тем временам это было основательно!

Протяженность пути фуникулера

Первоначально планировалась длина путей в 250 м, но потом линию пришлось сократить до 200 м и сделать нижнюю остановку на ул. Боричев Ток. Дело в том, что на месте предполагаемой нижней станции стоял дом, владелица которого не соглашалась на снесение своего имения, и материальная компенсация ей казалось недостаточной.

И уже с 8 мая 1905 года фуникулер начал регулярно перевозить пассажиров. Оба вагона вмещали по 70 человек, двигались со скоростью 2 м/сек, и за 2-3 мин люди с Подола попадали в Верхний город. 

Первая авария и реставрация

Все изнашивается и приходит в негодность: в 1928 году на фуникулере случилась авария. Верхний вагончик оторвался и врезался в нижний – оба вагона разбились вдребезги, но благо, что никто не пострадал.

На Киевском заводе электротранспорта (тогда завод им. Домбаля) были построены новые вагоны: их произвели из металла и дерева, они были более прочные и технологичные по сравнению с прежними швейцарскими.

Тогда же решили воплотить первоначальный проект, удлинив колеи фуникулера. Нижнюю остановку разместили на ул. Сагайдачного: коридором для прохода пассажиров в фуникулер стал подъезд жилого дома. А для жителей дома обустроили новое парадное. Трасса фуникулера удлинилась на 38 метров, и ее месторасположение больше не менялось.

Но самое интересное произошло в следующем 1929 году, когда начались испытания нового фуникулера. Чтобы увериться в полной безопасности, рельсы фуникулера смазали маслом, но вагон автоматически притормозил – новый механизм прошел все испытания на отлично.

Со 2 мая 1929 года обновленный фуникулер снова стал перевозить граждан. Дешевизна транспорта нравилась властям, и в 30-е годы начались разработки новых проектов фуникулеров. Канатные подъемники планировали разместить на Андреевском и Вознесенском спусках, а также от Пешеходного моста на Печерск. Но не сложилось – Михайловский подъемник так и остался единственным в столице.

Фуникулер: секреты популярности

В середине ХХ века фуникулер пережил несколько реконструкций, но при этом вагончики продолжали курсировать.

В 50-х заменили сами вагончики на более современные и благоустроенные, а в начале 60-х в машинном зале обновили оборудование и полностью перестроили верхний вход. Были планы заменить фуникулер более современными эскалаторами, но потом решили оставить как есть – ведь такого второго фуникулера не было нигде в мире.

Но этот уникальный транспорт требует постоянных обновлений. И в 80-х фуникулер пережил даже не реконструкцию – полную модернизацию. Наконец, жильцов дома по ул. Сагайдачного переселили, что позволило полностью изменить дизайн станций: они стали стильными и комфортабельными.

И хотя вагончики по-прежнему идут со скоростью 2 м/сек, протяженность трассы и ныне составляет 222 м, желающих прокатиться меньше не становится!

Зимой лыжники используют его как подъемник на горку, по выходным и праздникам тут собираются толпы гуляющих и туристов. А в будни обычные граждане просто едут на работу или по делам, сокращая себе путь и экономя время. За сутки транспорт перевозит 10-15 тыс. пассажиров, а за год – около 4 млн человек. Неудивительно, что киевский фуникулер и теперь входит в списки достопримечательностей столицы!

Latest Posts

.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.