Вторник, 30 апреля, 2024

Военные корабли, построенные в Киеве

Мы привыкли, что город кораблестроителей — Николаев. Но в Киеве тоже создают суда военного назначения. Они не всегда входят в масштабную атакующую армаду морских сил, а выполняют роль сторожевых кораблей или являются катерами и малыми кораблями. Далее на kyiv-future.com.ua.

Заводы в киевской гаване

В конце 19 – начале 20 века в киевской гаване работало несколько предприятий, производивших речные суда. Однако военного назначения корабли производили только на двух из них – “Завод Кондзерького” и “Кузни на Рыбальском”.

Точное месторасположение первого предприятия неизвестно. Однако есть информация, что на “Заводе Кондзерского” было построено три сторожевых корабля.

Корабль «Река» был построен в 1912 году как паровой колесный буксир. Но в начале германо-советской войны в 1941 году это судно было мобилизовано. На заводе им. И. В. Сталина его перестроили из коммерческого на военный. Согласно существовавшей в то время классификации, «Река» относилась к сторожевым кораблям, так как имела пушку калибром менее 76 мм.

С 11 июля 1941 года «Река» находится на боевом дежурстве и участвует в боях на Припяти.

В ходе боев на Днепре 23 августа 1941 года немцы смогли отрезать корабли Пинской военной флотилии от Киева, где находился их штаб. Через несколько дней «Река» вместе с другими кораблями пошла на прорыв, чтобы добраться до города. Но немцы начали крыть их огнем из уже занятого плацдарма на левом берегу. Потеряв управление, «Река» протаранила канонерку «Димитров» и пошла ко дну.

По своим характеристикам сторожевой корабль «Рика» имел водоизмещение 225 т, а размеры 43 на 5,84 метра. Двигатель паровой приводился в действие с помощью сжигания угля, запас которого на судне составлял 15 т. Благодаря мощности в 210 лошадиных сил «Река» могла развивать скорость до 15 км/ч. При этом экипаж составлял 75 человек.

После войны «Реку» достали и сдали на металлолом.

На “Заводе Кондзерького” в 1912 году был построен колесный буксир «Апполон». Впервые под военные цели он был переоборудован большевиками в 1919 году и принимал участие в боях против белогвардейцев. В межвоенный период он состоял в составе гражданского флота. За это время корабль был переименован дважды: сначала в «Геройский», а затем в «Рулевой». Дальше его история была аналогична как с «Рекой». «Рулевый» в составе Пинской военной флотилии был отрезан от Киева. Во время прорыва сторожевой корабль сел на мель и впоследствии был уничтожен немецкой артиллерией.

По некоторым данным, на “Заводе Кондзерского” в 1912 году был построен еще один паровой колесный буксир, которого с началом нападения немцев переоборудовали на сторожевой корабль. Хотя по некоторым данным «Техника» было построено на заводе «Кузня на Рыбальском» в 1931 году.

«Техник» в конце августа 1941 участвовал в повторном прорыве возле села Окуниново, где немцы уже успели создать левобережный плацдарм. Во время сильных артиллерийских обстрелов «Техник» затонул.

«Ленинская Кузня»

Пожалуй, наиболее известным заводом в киевской гавани является «Ленинская Кузня» или «Кузня на Рыбальском».

Здесь было построено около 20 разных кораблей военного назначения, а также малые бронированные артиллерийские катера проекта 58155. Производство боевых судов приходится не только на советский период, но и на годы независимости Украины.

В 2017 году на заводе был спущен на воду бронированный катер «Лубны». С 2018 находился на боевом дежурстве на Азовском море. После полномасштабного вторжения был затоплен, когда участвовал в обороне Мариуполя.

Также в 1993 году спущен на воду корвет «Луцк». Местом дислокации корабля был Крым. Однако во время аннексии полуострова судно захвачено россиянами. В 2023 году оккупанты утилизировали корвет «Луцк».

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.