Пятница, 18 октября, 2024

История появления мотоциклов в Киеве

Сегодня мотоцикл — это не роскошь, а самодостаточное средство передвижения. Много молодежи выбирает его за удобство и скорость, а еще за возможность не стоять в известных киевских пробках. Дальше на kyiv-future. Поэтому мотоцикл — один из самых удобных способов передвижения. А вот раньше, мотоцикл был предметом роскоши и показателем богатства. Потому что производства в стране не было и спортсменам, а также всем желающим приходилось заказывать их по всему миру и стоили они немало. Но все изменилось, когда в Киеве началось строительство киевского мотоциклетного завода.

История завода

k750-1-1024x800

Еще в 1932 году в Киеве были созданы автобронетанковые мастерские, они занимались ремонтом бронированной и военной техники. В 1941 году мастерские были переделаны в единый бронетанковый завод. После войны, было принято решение поставить производство в мирное русло, ведь этот завод считался самым мощным и большим в те времена. Киевский мотоциклетный завод был построен в 1945 году, на базе бронетанкового ремонтного завода номер 8, который находился в теперешнем Шевченковском районе Киева по улице Кагатная,8, это теперешняя улица Семьи Хохловых.

Для понимания производства мотоциклов даже было завезено специальное оборудование из немецкого города Хемнииц. В декабре 1945 года были собраны первые десять мотоциклов, а уже в 1946 году началось большое производство. До конца года было произведено уже 100 единиц техники. Мотоцикл назвали “Киевлянин” или сокращенно К1Б. Кстати, в начале производства моторов в Киеве не было, поэтому для мотоциклов привозили немецкие двигатели — объемом 98 см куб и мощностью 2.3 л.с. Производство двигателей в Киеве было налажено только в 1949 году.

В послевоенное время также появилась большая потребность в бюджетном и удобном транспорте для инвалидов, поэтому на киевском заводе была разработана трехколесная мотоколяска К1В. Первые такие мотоциклы были собраны в декабре 1946 года, а уже в следующем году началось масштабное производство. До 1953 года моделей К1В было произведено почти 19 тысяч. Кстати, на киевском мотозаводе был произведен один очень интересный вид мотоциклов для кольцевых гонок. А в период 1959 — 1962 года на заводе даже проектировали мини грузовики. То есть грузовые автомобили на базе мотоциклетной начинки. За все время было выпущено три грузовика КМЗ “Киев”.

В свои лучшие времена завод выпускал десятки тысяч мотоциклов и они были представлены в 80-ти странах мира. В 90-х производство начало падать, а в 2000-х количество уменьшилось очень сильно, до нескольких сотен единиц в год. За все годы существования киевского мотозавода было произведено почти 3 миллионов мотоциклов. 

Основные продукты производства

На производстве киевского мотоциклетного завода было три направления: мотоциклы для ежедневного использования, спортивный мотоцикл для перегонов, а также микро грузовые автомобили для легкости управления.

Самыми популярными моделями производства были К1Б “Киевлянин”, К1В для инвалидов, М72, который был копией BMWR71, К750, а также МТ-8

К1Б “Киевлянин”

3bd9856ef5e781e1a2706924ab39686a[1]_large

Самый первый и один из самых популярных мотоциклов того времени. Сначала на К1Б ставили привезенные из Германии двигатели Fichtel & Sachs, производство которых находилось в городе Швайфурт. Это были одноцилиндровые двигатели с рабочим объемом 98 см. куб. “Киевлянин” имел двухступенчатую коробку передач, переключение осуществлялось с помощью маленького рычага на бензобаке справа. Вес мотоцикла составлял 65 килограммов и он развивал скорость до 50 километров в час. Особенностью этой модели были велосипедные педали, они служили для запуска двигателя, торможению, а также, как вспомогательная сила при езде в гору. Мотоцикл был покрашен в черный цвет, но встречались и модели синего и темно-зеленого цвета. На бак наносили надпись “Киевлянин”, а также устанавливали эмблему КМЗ. В более ранних моделях на крыле крепилась эмблема с надписью Киев мотозавод. Всего было произведено 30 единиц таких мотоциклов.

К1В

KMZ_K1-V

Когда выросла потребность в транспорте для инвалидов киевский мотозавод принялся за разработку такого транспорта. Это была трехколесная мотоколяска. Двигатель получил принудительное воздушное охлаждение, а также был оснащен специальным кожухом. Руль был выполнен в виде длинного рычага, а запуск производился еще одним рычагом. Таким образом все управление происходило с помощью рук. Кстати на такой вид транспорта устанавливался ручной клаксон — как сигнальное средство. Всего было произведено 19 тысяч единиц. Со временем, этот мотоцикл стал прототипом изготовления более тяжелых моделей.

М72

Мотоцикл-М-72

Этот мотоцикл сразу начали выпускать большими партиями. Кстати, это была очень хорошая копия известного немецкого мотоцикла BMWR71. В конструкции данной модели использовались новые технологии, которые раньше в производстве не были задействованы. Так новая модель получила дуплексную раму, возможность ножного переключения передач, а также пружинную подвеску заднего колеса. К тому же этот мотоцикл относили к военной техники, ведь на него можно было установить сумку для боеприпасов, а также специальные крепления для размещения ручных пулеметов. Кстати, крепления были функциональными, что позволяло вести огонь как по ходу движения мотоцикла, так и в обратном направлении. Мотоциклы были как одномесные, так и с люлькой. Таких моделей было произведено почти 330 тысяч. Со временем эта модель была модифицирована в спортивное направление. Так появились М72К, М75М, М76 и М80. 

К-750

image1

Ранняя модель выпускалась исключительно с боковым прицепом. Позже появились единичные модификации “соло”, а также модели для эскорта высокопоставленных чиновников. Отдельно была разработана модель К-750-В для военных. Вообще было выпущено почти 95 тысяч единиц.

МТ8

В 1967 году киевский мотозавод выйдет на новый уровень. Они начнут выпускать совсем новые мощные мотоциклы. Конструкторы постарались и разработали полностью новый что по начинке, что по дизайну вариант. Мощность двигателя также была больше аж 32 л.с. А главное, благодаря этой модели киевский мотозавод мог наконец отойти от примеров немецкого формата. Мотоцикл получил название “Днепр-1”. К сожалению, бюджет был выделен только на обновление двигателя, поэтому основой дизайна снова таки стала модель К-750. Со временем появились и новые единицы этого модельного ряда. Среди которых был и МТ-9 с коробкой передач с возможностью заднего хода.

Спортивный мотоцикл

h-15

КМЗ также выпускал и спортивные мотоциклы, но одна модель запомнилась больше всего, потому что имела очень странный, но интересный дизайн. Это был мотоцикл СШ-15. Он был создан специально для кольцевых гонок, и имел стеклопластиковый корпус, похожий на капсулу. Этот мотоцикл был выпущен в единственном экземпляре и был задействован в гонках с 1984 по 1985 года. СШ-15 можно назвать самым быстрым мотоциклом киевского мотоциклетного завода, ведь его скорость составляла почти 250 километров в час.

Микрогрузовые автомобили

kmz-4

Это отдельное направление киевского мотоциклетного завода. В 1959 году был создан первый КМЗ “Киев”. В этом грузовике использовался двигатель К-750, который поместили под грузовую платформу. В 1960 году было выпущено 3 единицы КМЗ “Киев” алюминиевая двухместная кабина, а грузовая платформа из дерева. В 1961 году вышла новая модель микро грузовиков КМЗ “Киев” 4, отличался он только полностью металлическим корпусом. И завершил серию микро грузовиков КМЗ “Киев” 5 в 1962 году. Этот фургон имел упрощенную конструкцию и весил всего 525 килограммов.  Он был рассчитан для использования армией. Что важно, этот вид техники не был запущен в серийное производство.

mototsikl-dnepr-mt-9

Киевский мотоциклетный завод существует до сих пор, объемы производства не такие большие, но есть. Кстати, мотоциклы, которые были произведены КМЗ, достаточно часто можно было увидеть в кино. Конечно это больше касается советского кино, но киевский мотоцикл можно также увидеть в фильме “Вот рука”, в котором главную роль исполнил Андриано Челентано. Также говорят, вроде после съемок фильма, он купил себе модель “Днепр-10”. Сейчас мотоциклы — это культура, есть большое количество клубов, большое количество соревнований, а также просто ценителей этого вида транспорта.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.