Четверг, 25 апреля, 2024

Дмитрий Григорович: опасность, красота и гений созданной авиации

Дмитрий Павлович Григорович — один из самых известных авиаконструкторов первой половины ХХ века. Создатель огромного количества самых разнообразных летательных аппаратов и их частей, которыми пользуются и по сей день. Он родился, получил образование и реализовал свой потенциал в Киеве. Далее на kyiv-future.com.ua.

Детство и учеба

Родился Дмитрий 6 февраля 1883 года. Из-за повышенного с детства интереса к точным наукам, когда пришло время отдавать сына на обучение, родители Григоровича не колеблясь выбрали Киевское реальное училище. В уставе заведения было написано: «…в нем предоставлялось общее образование, приспособленное к практическим потребностям, с углубленным изучением ряда точных наук…», также там обучали двум языкам — французскому и немецкому, но все же отдавая предпочтение точным и естественным наукам, большое внимание уделялось практическим занятиям, поэтому ученики часто посещали лаборатории или мастерские. 

В 1902 году Дмитрий выпустился из училища (после окончания которого студенты имели право поступать в политехнику или на медицинские и физико-математические факультеты других университетов) и, что неудивительно, для дальнейшего обучения выбрал Киевский политехнический институт имени Александра II (современный КПИ имени Игоря Сикорского), а именно механическое отделение. В высшем учебном заведении особенно часто посещал воздухоплавательный кружок. О Дмитрии говорили, что он «заболел» на всю жизнь авиацией. Перед выпуском из КПИ два семестра изучал в Бельгии (город Льежа) аэродинамику и теорию двигателей.

Работы Григоровича

Первые шаги

После выпуска из университета, выдающийся киевский авиаконструктор начал свою работу над летательными аппаратами. Снимая сарай на Куреневском летнем поле и реорганизуя его под ангар, Дмитрий творит. Первая его работа — построенный из бамбука, спортивный биплан Г1 с двигателем британского образца «Anzani», который Григорьевич испытал 10 января 1910 года.

Следующая его работа была выполнена в паре с Ильницким. Это был аэроплан, вроде французского «Блерио Xl». Определенные отличия были в том, что они создали собственную конструкцию шасси, а также свою систему управления самолетом.

Позже на свет появляются еще два творения Дмитрия: спортивные аэропланы Г2 и Г3. Под покровительством Федора Терещенко он разрабатывает конструкцию и выполняет большинство работ над аппаратами.

Знаменитый гидроплан

Красной нитью сквозь обучение Дмитрия Григорьевича тянется желание соединить между собой воду и воздух. К сожалению, в начале 20-х годов ХХ века Киевская авиация была ориентирована исключительно на сухопутные летательные аппараты, поэтому конструктор перебирается в Санкт-Петербург для дальнейшего развития его карьеры. 

Безуспешные попытки устроиться инженером в новом городе привели Григорьевича к работе в журнале «Вестник воздухоплавания». При переезде в тогдашнюю столицу Российской империи авиаконструктор, так сказать, прихватил с собой чертежи гидроплана, которые были сделаны им еще во времена учебы в КПИ, а также один из своих самолетов и сделал на нем несколько полетов. За этим наблюдал Сергей Щетинин — основатель авиационного завода «Первое Российское общество воздухоплавания С.С.Щетинина и К°», куда и был приглашен Григорович на должность технического директора, а также управляющего. Тонко чувствуя авиацию и потребности империи, Григорович предлагает разрабатывать летающие лодки — гидропланы.

Сначала на завод обратился заведующий морской авиации одного из флотов империи с просьбой отремонтировать гидросамолет «Донне-Левек», за работу взялся Григорович, и как следствие он захотел создать собственный подобный летательный аппарат. Учтя все недостатки «Донне-Левек», был создан гидроплан М1 («Морской первый»), который взлетел 1 июня 1914 года.

Сразу же за ним конструктор создал самолет М2, в котором исправил все недостатки М1 и «Донне-Левек».

Но действительно выдающимся стало конструирование самолета М5, который был двухместной летающей лодкой. Его тестирование закончили в 1915 году и он сразу же был забран на войну морскими флотами империи: Балтийским и Черноморским.

Военная авиация Григоровича

Созданный в 1916 году морской разведчик и бомбардировщик М9, разработанный Григоровичем, выпускался на заводах до 1924 года. Его скорость в разы превышала показатели многих тогдашних истребителей, кроме этого он спокойно летал при шторме в 4 балла, из-за чего его использовали в море, он мог садиться и подниматься в воздух даже с заснеженных площадей. В 1916 году пилот Ян Нагурский впервые в мире сделал две «мертвые» петли на летающей лодке, больше это повторить не смог никто.

1916 год был для Григоровича чрезвычайно богатым на разработки. В то время им были созданы: лодочный истребитель М11, разведчик М15, двухпоплавковый гидросамолет М16 и огромный бомбардировщик МК1 («Морской крейсер»). 

Бомбардировщик МК1

Также спроектировал вместе с Михаилом Шишмаревым гидроплан ГАСН («Гидроаэроплан специального назначения») — он переносил торпеды и сбрасывал их на корабли врага.

Также создал ряд самолетов, которые взлетали с суши и садились на воду: М17, М18, М19, М20 и М21.

Послереволюционная жизнь Григоровича

После событий революции 1917-1918 годов, завод Щетинина был реформирован под выпуск СГ продукции и Григорьевич был вынужден постоянно менять место жизни и работы и, наконец, переехать в Москву, где занял должность директора конструкторского отдела Государственного авиационного завода №1.

После революции он продолжал создавать разноплановые самолеты: морские и военные уже для СССР.

За свою жизнь Григорьевич спроектировал более 80 типов летательных аппаратов, из которых почти 40 выпускались сериями. Создал первый в мире гидроплан и покорял страну и весь мир своими настоящими произведениями искусства, которые соединили в себе красоту, гений и опасность для врага.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.