Среда, 22 сентября, 2021

Крещатик архитектурный: не такой, каким должен был быть

Крещатик — главная улица Киева, а потому является неотъемлемой частью истории нашего города. В частности, не только архитектурной. Впрочем, именно архитектура улицы такого статуса, по нашему мнению, лучше всего отражает состояние того общества, и настроения, которые витали в тогдашнем воздухе, ангажируя создателей. Ведь, как виловився свое время Фрэнк Ллойд Райт (ведущий американский архитектор-новатор начала XX века, творения которого начали так называемую «органическую архитектуру»): «Каждый великий архитектор обязательно является большим поэтом. Он должен быть оригинальным переводчиком своего времени, его дней и возраста». Итак, мы попробуем разобраться в архитектурных перипетиях градостроительства советской эпохи, стилях ей свойственным(да, это не только сталинский ампир), и почему Крещатик должен выглядеть совсем иначе. Далее на kyiv-future.

«Весь мир насилья мы разрушим

До основанья, а затем…»

Настоящий Крещатицкий бум — время, когда улица стала считаться престижной, приходится на 30-е годы XIX века – строиться тогда здесь стало модно. С тех пор и вплоть до захвата Киева немцами, Крещатик был центральной улицой города, он стал настоящим брендом. Впрочем, это отнюдь не спасло его уничтожения, конечно же, не от рук немецких оккупационных властей, а от «своих» — советских. В результате так называемой тактики выжженной земли, Крещатик полностью взорвали, а то что осталось сравняли с землей. Впрочем, как известно, немцы надолго в Киеве не задержались, и уже когда столица была «освобождена» встал насущный вопрос о восстановления, причем сделать это должны были со вкусом, чтобы доказать миру, которая советская власть мощная и непобедимая. И это прекрасно перекликается с текстом гимна СССР, так называемым Интернационалом, где содержатся такие строки:

«Весь мир насилья мы разрушим

До основанья, а затем

Мы наш мы новый мир построим,

Кто был никем тот станет всем! »

Это, как раз, прекрасно отражается в действиях советской власти: после уничтоженного дотла Крещатика, на его месте должен был появиться что-то новое, более авторитарное, и призвано символизировать миру «замашки» советской власти.

Что такое сталинский ампир?

Вообще, архитектурные стили Советской России можно условно разделить на два периода:

  1. Довоенный: с 1924 по 1945 годы
  2. Послевоенное: соответственно, после 1945 года

Первый период не является исключительным для Советского Союза, скорее, это была общемировая тенденция. А заключалась она, собственно, в переходе от модернизма, который в то время был в кризисе, к классицизму. При этом тогдашние архитекторы не просто претендовали на традиции Рима, а пытались сочетать их с новым направлением — конструктивизмом, который имел строгую геометричность и лаконичную монолитность форм. Такие нотки можно найти и в архитектуре Киева. Имела здесь место и определенная мавританская керамическая тенденция: во время гражданской войны в Испании Советский Союз имел на нее огромное влияние, и смог занять у нее немного технологий. Кроме того, существовала здесь и необарокова традиция сугубо национального характера, впрочем она не получила распространения, ведь прицепилась еще на партийном уровне.

Второй, послевоенный период характеризуется уже постепенной потерей того человеческого достоинства и права на самоопределение, которое имели создатели до войны. Так, теперь уже само государство начинала диктовать художественный канон, призванный показать, что государство одновременно и радостное, и обладает верховенством в жизни человека. Именно поэтому конкурс на восстановление Крещатика уже был закрыт, т.е. на заказ, хотя конкурсы раньше они были открыты.

Крещатик с претензией на Рим

Победу одержали двое – главный городской архитектор Москвы Александр Власов и Алексей Таций. Многие современные архитекторов и искусствоведов считают, что проект Таций был гораздо лучшим, безусловно, изысканным: он представлял собой Рим высокой империи, отстроенный в мраморе. По замыслу здесь должны содержаться храмы-толосы, пириптеры, и пантеоны войны, один из которых должен был стоять на месте бывшего кинотеатра «Дружба». Однако впоследствии, Хрущев, в качестве руководителя уже Украины, приезжает в Киев из Москвы, где занимал должность 1-го секретаря Московского областного комитета партии. Он перетащил с собой и Власова, который, фактически, был под его юрисдикцией. Таким чинон, за вмешательство Хрущева, восстанавливать Крещатик именно Власов, что мы и имеем сейчас…Впрочем, ведущие архитекторы склонны считать, что проект Таций был гораздо более привлекательным, и кто знает, какой была бы наша главная улица, если бы по прихоти истории его таки воплотили?

Latest Posts