Пятница, 21 июня, 2024

Северный мост: история строительства

Киев по праву считается одним из самых красивых городов раскинувшегося на двух берегах Днепра. Здесь есть множество живописных и знаменитых мест, а к главным инженерно-архитектурным достопримечательностям столицы, безусловно, можно отнести киевские мосты. Простиравшийся над Днепром и его притоками, мосты Киева соединяют правый и левый берега, обеспечивая транзит автомобильному, железнодорожному транспорту, метро и пешеходам. Далее на kyiv-future.

Главные мосты Киева – это не только важный элемент транспортных магистралей города, но и своеобразный памятник определенной эпохе мостостроения и развития города. Все столичные мосты по-своему уникальны, и металл, использованный для изготовления каждого, – тому свидетель.

Часть киевских мостов имеет сложную историю – их взрывали во время боевых действий и снова восстанавливали, ремонтировали. Но это не умаляет уникальности и красоты каждого из них. Однако уникальны и современные проекты – Северный (Московский) мост.

Киевский Южный мост начали строить в 1983 году и дважды открывали в двух разных странах: автомобильный транспорт был запущен 25 декабря 1990 года в Советском Союзе, а метро — через два года, 30 декабря 1992 года, в независимой Украине. Сначала по мосту у инженеров были большие планы — там хотели разместить ресторан, а тоннель для поездов метро сделать из стекла. Впоследствии от этих идей отказались, но и без них 31 год спустя Южный — самый высокий мост в Украине, на нем шесть автомобильных полос, по три в каждую сторону, и ветка метро. 

В начале 1990 года авторы проекта рассчитывали, что мост лишит город пробок — он стал их эпицентром. Последние десятилетия Южный постоянно ремонтируют и перекрывают. В километровых пробках стоят не только киевляне, но и гости столицы: мост — кратчайшая дорога в аэропорт «Борисполь».

История строительства

В 1980 году на левом берегу Киева в районе сел Позняки и Осокорки решили построить новые жилые массивы. Через год туда начали тянуть третью зеленую линию киевского метро — она должна была соединить правый берег с будущими новостройками. Киеву потребовался новый мост через Днепр.

Автором проекта и главным инженером моста стал Георгий Фукс. До этого он уже спроектировал и построил для Киева мосты Метро и Московский и получил за них премию Совета министров СССР. Главным архитектором проекта стал Алексей Гаврилов, а ведущим инженером – Михаил Корнеев, ранее работавший вместе с Фуксом.

Сначала нужно было выбрать место для моста на правом берегу. Были варианты построить его к югу от нынешнего как продолжение проспекта Науки или улицы Академика Заболотного. В конце концов, основную трассу решили вывести на Саперно-Слободскую улицу.

Мост решили делать вантовым. Такая конструкция с длинным судоходным пролетом последнего моста Фукса, Северного, особенно понравилась речному флоту – удачный пример решили повторить. В то время такие вантовые мосты строились в основном в Европе. Зарубежную техническую литературу получить было трудно, а достаточного собственного опыта у советских инженеров не было. Корнеев вспоминает, что все расчеты вели на бумаге, а уравнение решали вручную с помощью логарифмической линейки. По его словам, проектировать киевские вантовые мосты помогли электронно-вычислительные машины.

Инженеры обращались в проектные институты, работавшие с прототипами современных компьютеров, — им сложные расчеты давались проще.

Многострадальное название

Разговоры о том, как назвать новый мост шли еще в 1976 году. Тогда предлагались два «рабочих» названия: Северный мост или мост имени Дружбы народов. Вторую идею отвергли, чтобы не было неразберихи, мол, бульвар Дружбы народов находится очень далеко от моста.

Накануне открытия появилось сообщение, принявшее решение назвать мост Московским. Кому и по каким причинам понравилось именно это название – неизвестно.

Спустя почти 40 лет разговоры вокруг названия Московского моста начались снова. Неприемлемое по политическому мнению название хотели изменить, рассматривались варианты: Северный, Троещинский, имени Степана Бандеры или городов имени Георгия Фукса.

Решение приняли только в феврале 2018 года, депутаты Киевсовета избрали название, которое рассматривалось первым еще в 1976 году — Северный мост.

В чем уникальность Северного моста?

Есть несколько особенностей, отличающих Северный мост среди других сооружений этого типа.

Во-первых, внутри моста есть пустой бетонный пилон. По нему, в случае необходимости, поднимается обслуживающий персонал. Традиционно в мостах такого типа использовалась железобетонная плита. Однако в Северном ее заменили металлической. Она способна прогибаться под тяжестью. Это было новшество от киевских инженеров.

Длинный пролет поддерживают ванты. Это совокупность от 23 до 40 металлических канатов. А каждый канат, в свою очередь – это пучок из 91 оцинкованной проволоки по 5 мм в диаметре. Каждый груз может выдерживать нагрузку в 300 тонн, а общая длина канатов вантовых составляет 54,6 км. Интересен был момент скручивания вантов. Это делалось не на производстве, а прямо на строительной площадке. Дело в том, что транспортировать такую конструкцию практически невозможно. Поэтому рабочие самостоятельно плели канаты из проволоки, а затем соединяли их в пучки, формируя тросы. Ванты затем закрепляли на 150-метровом бетонном пилоне.

Испытания Северного моста

Открытие моста прошло 3 декабря 1976 года. Чтобы проверить его надежность, мост загнали одновременно 150 КрАЗов, КамАЗов, МАЗов и «Татр». Чтобы увеличить вес, их доверху загрузили песком – каждая загруженная машина весила около 25-30 тонн. Их прогнали по мосту и измерили, как сильно прогнулись конструкции. Во время одной из проверок стягивающая канаты не выдержала и раскололась на две половины. Одна из них упала в Днепр, а другая (весом 200 кг) – под ноги людям. Однако, к счастью, обошлось без жертв.

Именно так испытывали и Московский (Северный) мост в 1970 году, и современные отремонтирован Шулявский мост в Киеве и новый мост на Хортицу в Запорожье. А киевский мост Патона в 1950 году испытывали на крепость танками Т-34. Каждый весил около 26 тонн.

Северный мост в 2000-х годах

Несмотря на удачную конструкцию и успешные тесты, многие годы Южный мост постоянно ремонтируют и перекрывают. В 2004 году ремонтировали деформационные швы, в 2007 году занимались вантами, с 2009 по 2010 год заменяли гидроизоляцию и асфальтовое покрытие на эстакаде. Капитальный ремонт стальной части моста продолжался в 2015—2016 годах, а год спустя мэр Киева Виталий Кличко анонсировал новый капитальный ремонт. В 2020 и 2021 годах там снова чинили асфальт, а с октября по декабрь планировали заниматься деформационными швами. Но впоследствии перенесли работы весной 2022 года.

В общей сложности на эстакаде Южного мостового перехода 46 швов, 28 заменили за последние 7 лет.

В 2024 году тоже выполняют ремонтные работы на Северном мосту, чтобы вернуть сооружению безопасный функционал.

Проблемы сооружения

Мост имеет две главные проблемы. Первая – слишком интенсивный трафик, около 110 тысяч автомобилей в сутки. Это в шесть раз больше, чем предполагал проект. Вторая – перегруженные фуры. В Киеве нет окружной дороги, и подавляющая часть их для транзита годами выбирает удобный Южный мост. Поток увеличился, когда для фур закрыли аварийный мост Патона. Поскольку вес фур контролируют плохо, они создают нагрузку, на которую мост не рассчитан.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.